Политическая жизнь постоянно вторгалась в приватное пространство, вынуждая людей действовать тем или иным способом, и мне интересно читать о событиях, происходивших ровно сто лет назад, когда в стране наступил период двоевластия. Постепенно углубившись в эту тему, я заинтересовалась двоевластием как психологическим феноменом, ведь одновременное сосуществование двух властных структур (или фигур) встречается не только в политической жизни.
Пресловутые «две хозяйки на кухне» или присутствие на заводе вновь назначенного и бывшего директора (в статусе какого-нибудь «председателя народного собрания») - то же примеры двоевластия, только – не в государственном масштабе.
Принято объяснять двоевластие властной неупорядоченностью, однако если присмотреться к его производственно-бытовым вариантам, обнаружится, что сохранение прежней власти (свекровь, бывший директор и т.д.) отвечает чьим-то интересам. Например, приводя в дом молодую жену, муж намеренно создает ситуацию противостояния между двумя женщинами: своей матерью и своей супругой. Старшая из женщин, командовавшая кастрюлями и режимом несколько десятилетий, очевидно, не захочет отдавать власть над хозяйством (а заодно и сыном) молодой женщине. Или производственный пример: министерство, производя кадровые обновления, оставляет старого руководителя, чтобы контролировать действия нового (или находится с ним в таких отношениях, когда ограничиться словами «спасибо, до свидания» у министерства нет возможности).
Двоевластие может быть двух видов: к власти одновременно приходят двое (два партии, две политические силы, два человека) или новая власть вынуждена сосуществовать со старой (свекровь и жена сына, бывший и нынешний директор). В первом случае есть шанс мирного разделения сфер влияния (хотя события в России столетней давности показывают, что компромисс практически невозможен), во втором – его почти нет из-за стойкого нежелания обеих сторон быть побежденной.
Двоевластие всегда приводит к расколу и наносит вред делу, которое принято считать общим. Какими бы замечательными не были прежние «управленцы» и кухонные хозяйки, утрата или ослабление рычагов влияния воспринимается ими весьма болезненно. Разумеется, есть счастливые исключения, когда старый «управленец» не только лоялен к новому, но и поддерживает его, а свекровь не навязывает опеку невестке, однако такие исключения предполагают наличие самодостаточности и ума.
Как правило, двоевластие становится причиной кризиса. Кризис может быть похож на взрыв, а может приобретать мягкую форму, но совершенно очевидно, что наступит момент, когда одна из ветвей власти будет упразднена: либо молодожены начнут сторониться свекрови, либо прежнему директору укажут на дверь.