Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Categories:

Свои или чужие?

На днях оказалась свидетелем разговора молодой матери с сыном. Мальчик, на вид лет семи-восьми, решил заняться прогнозированием:
- А если бабушка на два года старше дедушки, то она первая умрет?
- Ну, наверно, первая.
- А бабушке сейчас семьдесят девять?
- Да.
- Значит, она скоро умрет? А дедушка уже потом?
- Нельзя так говорить о своих родственниках!
- Что нельзя?
- Что умрет, нельзя про своих родственников говорить!
- А про чужих можно?
- Про чужих можно.
У меня в связи с услышанным возник ряд вопросов. Отчасти - риторических, отчасти – по существу.


Вопрос первый: почему нельзя говорить о смерти? Особенно в том контексте, в котором говорил мальчик, то есть не желать смерти, не радоваться ей, а предполагать, что она случится? Ребенок должен думать, что семидесятидевятилетняя бабушка будет жить еще столько же, сколько прожила, или вечно? Или он может думать о возможности ее скорой кончины, но не должен озвучивать свои мысли? Одним словом, почему нельзя?

Вопрос второй: почему разговоры о возможной смерти своих родственников недопустимы, а те же рассуждения о чужих людях не подпадают под запрет? Что стоит за таким дифференцированным отношением? Суеверная тревога по поводу того, что рассуждения трансформируются в прогнозы, а прогнозы – в события? Или убеждение, что говорить о смерти своих пожилых родственников спокойным тоном – без рыданий и «не может быть!» - это уменьшать степень привязанности к ним?

Различное отношение к одному и тому же, но случающемуся у «своих» и у чужих, на мой взгляд, обычно свидетельствует об определенной эмоциональной ограниченности. И ядром этой ограниченности является чувство клановости.

Разумеется, человек не может относиться ко всем людям одинаково, но критерии, которые ложатся в основу дифференцированного отношения, очень ярко характеризуют личность. Человек может делить людей на равнодушных и отзывчивых, образованных и невежественных, аккуратных и неопрятных, но деление на своих и чужих все равно будет существенно отличаться. Чем? Своей фундаментальностью и архаичностью.

Получается, что человек (не как вид, а как индивидуум) так и не сделал в своем развитии ни шага вперед, если оперирует самыми исторически ранними категориями.

Деление на своих и не-своих актуально для эпох и обществ, в которых главной ценностью является территория, обнесенная неприкосновенной границей. Замкнутость на «своем» создает у таких личностей ощущение безопасности (зачастую мнимой), поскольку для них выход за пределы «своего» воспринимается как неподъемная проверка на сообразительность, уверенность, компетентность и другие важные качества. Чем слабее и примитивнее личность, тем больше она нуждается в консолидации со «своими».

Все люди потенциально близки и являются друг другу своими, однако для нахождения точек соприкосновения нужно проделывать определенную внутреннюю работу. Каждый ли способен на такое? Разумеется, нет. Люди с невысоким интеллектуальным потенциалом или ригидные, тугоподвижные личности считают своими тех, кто связан с ними родственными узами и поэтому, как им кажется, не причинит вреда. Опыт показывает, что кровное родство и готовность поддержать в трудную минуту – не одно и то же, но для примитивной личности опыт бесполезен из-за неспособности извлекать из него выводы.

Так кто же такие «свои»?


Кто же такие «свои»?

Те, кто близок по системе ценностей
32(91.4%)
Те, кто имеет кровное родство
3(8.6%)



И главное: почему нельзя обсуждать тему смерти «своих», но можно рассуждать о смерти чужих? Или такой закономерности нет?

Tags: психолог, разговоры
Subscribe

Posts from This Journal “психолог” Tag

  • Лучше – о погоде

    Когда один человек справляется о здоровье другого, это не означает, что его на самом деле интересует чужое самочувствие (если, конечно, он не врач…

  • Полутвердый оратор

    Люди похожи на карандаши: мягкие, твердо-мягкие и твердые. Твердые дают жесткие линии. Ими хорошо рисовать предметы с четкими контурами и по…

  • Про ботанику

    С детства мне не очень нравится название «мать-и-мачеха». Его редко кто произносит так четко: мать и мачеха. Обычно название сливается в один…

  • Почему в СССР не фотографировали еду?

    В советские годы фотографировать свои домашние супы, бутерброды, омлеты и блинчики было не принято, в то время как сейчас часть населения уверена:…

  • Не приносим свои извинения

    Фраза «приносим извинения за доставленные неудобства», которая постоянно присовокупляется к различным неприятностям, причиняемым гражданам, в…

  • Откуда берется скука?

    В комментариях к моему посту, посвященному отделочным работам в таунхаусе и жизни в таком формате жилья, один из читателей задал вопрос с подвохом: а…

  • На пороге старта

    Вот мы и подошли к финалу года. 31 декабря – день, в который концентрация надежды на светлое будущее достигает максимальных значений. Я думаю, что…

  • Человек человеку конкурент?

    Общество конкурентного индивидуализма - вот, к чему мы пришли, непрерывно стремясь к успеху, под которым подразумеваем внешнее благополучие. С…

  • «Ирония судьбы»: почему Надя предпочла Лукашина?

    Скажу сразу: я абсолютно убеждена, что в итоге новогодней ночи Надя и Женя стали мужем и женой. Никаких иных трактовок я не допускаю, как и не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments

Posts from This Journal “психолог” Tag

  • Лучше – о погоде

    Когда один человек справляется о здоровье другого, это не означает, что его на самом деле интересует чужое самочувствие (если, конечно, он не врач…

  • Полутвердый оратор

    Люди похожи на карандаши: мягкие, твердо-мягкие и твердые. Твердые дают жесткие линии. Ими хорошо рисовать предметы с четкими контурами и по…

  • Про ботанику

    С детства мне не очень нравится название «мать-и-мачеха». Его редко кто произносит так четко: мать и мачеха. Обычно название сливается в один…

  • Почему в СССР не фотографировали еду?

    В советские годы фотографировать свои домашние супы, бутерброды, омлеты и блинчики было не принято, в то время как сейчас часть населения уверена:…

  • Не приносим свои извинения

    Фраза «приносим извинения за доставленные неудобства», которая постоянно присовокупляется к различным неприятностям, причиняемым гражданам, в…

  • Откуда берется скука?

    В комментариях к моему посту, посвященному отделочным работам в таунхаусе и жизни в таком формате жилья, один из читателей задал вопрос с подвохом: а…

  • На пороге старта

    Вот мы и подошли к финалу года. 31 декабря – день, в который концентрация надежды на светлое будущее достигает максимальных значений. Я думаю, что…

  • Человек человеку конкурент?

    Общество конкурентного индивидуализма - вот, к чему мы пришли, непрерывно стремясь к успеху, под которым подразумеваем внешнее благополучие. С…

  • «Ирония судьбы»: почему Надя предпочла Лукашина?

    Скажу сразу: я абсолютно убеждена, что в итоге новогодней ночи Надя и Женя стали мужем и женой. Никаких иных трактовок я не допускаю, как и не…