Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Свои или чужие?

На днях оказалась свидетелем разговора молодой матери с сыном. Мальчик, на вид лет семи-восьми, решил заняться прогнозированием:
- А если бабушка на два года старше дедушки, то она первая умрет?
- Ну, наверно, первая.
- А бабушке сейчас семьдесят девять?
- Да.
- Значит, она скоро умрет? А дедушка уже потом?
- Нельзя так говорить о своих родственниках!
- Что нельзя?
- Что умрет, нельзя про своих родственников говорить!
- А про чужих можно?
- Про чужих можно.
У меня в связи с услышанным возник ряд вопросов. Отчасти - риторических, отчасти – по существу.


Вопрос первый: почему нельзя говорить о смерти? Особенно в том контексте, в котором говорил мальчик, то есть не желать смерти, не радоваться ей, а предполагать, что она случится? Ребенок должен думать, что семидесятидевятилетняя бабушка будет жить еще столько же, сколько прожила, или вечно? Или он может думать о возможности ее скорой кончины, но не должен озвучивать свои мысли? Одним словом, почему нельзя?

Вопрос второй: почему разговоры о возможной смерти своих родственников недопустимы, а те же рассуждения о чужих людях не подпадают под запрет? Что стоит за таким дифференцированным отношением? Суеверная тревога по поводу того, что рассуждения трансформируются в прогнозы, а прогнозы – в события? Или убеждение, что говорить о смерти своих пожилых родственников спокойным тоном – без рыданий и «не может быть!» - это уменьшать степень привязанности к ним?

Различное отношение к одному и тому же, но случающемуся у «своих» и у чужих, на мой взгляд, обычно свидетельствует об определенной эмоциональной ограниченности. И ядром этой ограниченности является чувство клановости.

Разумеется, человек не может относиться ко всем людям одинаково, но критерии, которые ложатся в основу дифференцированного отношения, очень ярко характеризуют личность. Человек может делить людей на равнодушных и отзывчивых, образованных и невежественных, аккуратных и неопрятных, но деление на своих и чужих все равно будет существенно отличаться. Чем? Своей фундаментальностью и архаичностью.

Получается, что человек (не как вид, а как индивидуум) так и не сделал в своем развитии ни шага вперед, если оперирует самыми исторически ранними категориями.

Деление на своих и не-своих актуально для эпох и обществ, в которых главной ценностью является территория, обнесенная неприкосновенной границей. Замкнутость на «своем» создает у таких личностей ощущение безопасности (зачастую мнимой), поскольку для них выход за пределы «своего» воспринимается как неподъемная проверка на сообразительность, уверенность, компетентность и другие важные качества. Чем слабее и примитивнее личность, тем больше она нуждается в консолидации со «своими».

Все люди потенциально близки и являются друг другу своими, однако для нахождения точек соприкосновения нужно проделывать определенную внутреннюю работу. Каждый ли способен на такое? Разумеется, нет. Люди с невысоким интеллектуальным потенциалом или ригидные, тугоподвижные личности считают своими тех, кто связан с ними родственными узами и поэтому, как им кажется, не причинит вреда. Опыт показывает, что кровное родство и готовность поддержать в трудную минуту – не одно и то же, но для примитивной личности опыт бесполезен из-за неспособности извлекать из него выводы.

Так кто же такие «свои»?


Кто же такие «свои»?

Те, кто близок по системе ценностей
31(91.2%)
Те, кто имеет кровное родство
3(8.8%)



И главное: почему нельзя обсуждать тему смерти «своих», но можно рассуждать о смерти чужих? Или такой закономерности нет?

Tags: психолог, разговоры
Subscribe

Posts from This Journal “психолог” Tag

  • Прогулка по жизни

    Лет десять назад мы с мужем путешествовали по Европе с путеводителем, в котором моя рука предусмотрительно обвела локации, подлежащие обязательному…

  • Общественник: призвание или диагноз?

    Понимание «общественника» как человека, активно участвующего в общественной работе, если еще не умерло окончательно, то находится в предагональном…

  • Каждый может стать маленькой Швейцарией

    Изредка я интересуюсь новостями. И теми, что случаются в масштабах одного не большого, но очень приятного городка, и теми, что происходят на планете.…

  • Общество выделения

    Современное общество принято именовать обществом потребления, однако гиперпотребление – это психологическая проблема личности, а вот его…

  • Фестивальненько…

    А ведь прав был лектор, утверждавший, что в современной Москве власть из кожи вон лезет, чтобы развлечь обывателя, а обыватель по-прежнему куксится и…

  • Где хорошо?

    Хорошо, где нас нет. И хорошо здесь – где мы есть. Жить вообще хорошо. И главная прелесть жизни состоит в том, что каждое утро эту жизнь можно…

  • Мнимые потери

    Смею утверждать, что множество событий, которые мы расцениваем как потери, потерями не являются. Разумеется, речь идет не об утрате друзей и близких,…

  • Предприимчивость

    Если находчивость соединить с энергией и практичностью, то получится предприимчивость. Во всяком случае, так считают словари русского языка, умело…

  • Коллеги: разные или одинаковые?

    Когда я оказываюсь внутри профессионального сообщества, то есть в окружении людей, которые, по идее, должны исповедовать одни и те же ценности и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments