Доверие, о котором я говорю сейчас, это надежда и уверенность в том, что мир относится к нам благожелательно, что наша жизнь складывается так, как и должна складываться, что в мире все устроено целесообразно и правильно, а «хороших людей больше, чем плохих».
Именно доверие позволяет нам полагаться на чужую компетентность, верить «на слово», не перепроверять проверенное другим человеком, который до настоящего времени не сумел доказать свою непорядочность. Презумпция доверия в этом смысле становится не правовой, а психологической категорией, которая присутствует или отсутствует в нашем сознании.
Почему мы соглашаемся делегировать другому человеку свои функции? Почему мы делимся с ним своими секретами? Да потому что нам свойственно доверять! Не он такой надежный и безупречный, а мы такие уверенные и честные! Без доверия невозможно создать общую реальность, единое пространство для общения, потому что противоположностью доверия является тревога, подозрительность и контроль – их прямое поведенческое следствие.
Между тем при всей тщательности и неусыпности никакой контроль не гарантирует безопасности: всегда найдется тот, кто обведет нас вокруг пальца. Феномен базового недоверия не менее сложен, чем феномен базового доверия, но и он не делает человека защищенным и счастливым. Скорее – наоборот: постоянные сомнения и опасения делают жизнь невыносимой, и малейший обман больно ударяет на нашему самолюбию.
Человек, способный доверять другим, крепче стоит на ногах, да и солнце над ним светит, не угасая.