Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Суд народа

Третьяковская галерея загадала мне очередную загадку: как я могла столько раз пройти мимо этой картины, обратив внимание не на нее, а на полотна, что находятся рядом? Я этого не понимаю!




Полотно небольшое и очень лаконичное, но оно настолько эмоционально насыщенно, что бросить на него беглый взгляд и отойти - не получается.

Лица размыты, и, я думаю, этот прием транслирует зрителю простую и мрачную мысль: о безликости судей, выражающих не мнение закона, а волю властелина.

А графин со стаканом? Художник разместил его на самом краю стола, создав впечатление зыбкости и приближающегося краха. Напомню: картина написана в 1934 году! В период оттепели такая картина была бы ожидаема и легко вписывалась в свое время, но в середине тридцатых – в годы знаменитых «партийных чисток»?!

В год написания картины художнику Соломону Никритину исполнилось 36 лет. Это был политически грамотный и насквозь советский человек, не лишенный определенной осторожности. В юности ему покровительствовал Горький, но учиться живописи все равно приходилось в частных студиях – в частности, у Пастернака в Кривоколенном переулке (из-за национальности).

В войнах и революциях он не участвовал, но к социальным катаклизмам руку приложил, занимаясь оформлением агитационных и прочих мероприятий.

Есть сведения, что картина «Суд народа» получилась такой обличительной по характеру случайно. Никритин не собирался критиковать режим – всю жизнь он оставался тихим художником, писавшим природные и промышленные пейзажи, оформлявшим политехнические выставки и ВДНХ. Сам не желая того, он создал картину, не характерную ни для его творчества, ни для его позиции. Возможно, так и было: хотел нарисовать праведный суд, а нарисовал реальность. Искусствоведам – видней…

Конечно, при жизни художника «Суд народа» не выставлялся, и картина стала частью экспозиции в конце 1970-х - после того, как ее передал в дар коллекционер, купивший полотно у вдовы художника в середине шестидесятых.

Вот как много загадок: и о том, мог ли Никритин случайно написать такую мрачную иллюстрацию тоталитарного строя, и о том, как я могла не замечать ее раньше.


Tags: искусство, история
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Групповой портрет

    После того, как моя любимая подруга написала портрет, который теперь я вижу постоянно, меня заинтересовала портретная живопись как культурное…

  • Два завтрака

    Французский символист Морис Дени написал свой «Завтрак» в 1901 году. Простота форм и бледность красок – вот что Дени считал основой того искусства,…

  • Образ вождей

    Когда я последний раз была в Третьяковской галерее, мое внимание привлекли две картины, на которых отечественные вожди были изображены несколько…

  • О роли садового инвентаря

    Есть картины, на которые хочется смотреть долго. Они как будто вступают в беззвучный диалог со зрителем или обращаются к нему с вопросом, и просто…

  • Как создать премьеру

    На днях я присутствовала на экзамене по актерскому мастерству в одном из театральных вузов. Поскольку студенты обучаются творческой профессии,…

  • Галерейные впечатления

    Поскольку торжественно приближается день моего возвращения к активной трудовой деятельности, я решила проверить свою способность к самостоятельному…

  • Как попасть в школьную программу

    Очевидно: из множества талантливых писателей и поэтов, живших в последние столетия, «вечную славу» получили лишь несколько десятков. Они же вошли во…

  • Женщина среди мужчин

    В мужском мире женскому таланту нужно быть очень выразительным – в противном случае его не ждет ничего хорошего… Доказывать свое право на творчество…

  • Жизнь одного джентльмена

    Знатное происхождение, благополучное детство, престижное образование, солидное наследство – о чем еще может мечтать джентльмен? Джентльмен может…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments