Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Categories:

Суд народа

Третьяковская галерея загадала мне очередную загадку: как я могла столько раз пройти мимо этой картины, обратив внимание не на нее, а на полотна, что находятся рядом? Я этого не понимаю!




Полотно небольшое и очень лаконичное, но оно настолько эмоционально насыщенно, что бросить на него беглый взгляд и отойти - не получается.

Лица размыты, и, я думаю, этот прием транслирует зрителю простую и мрачную мысль: о безликости судей, выражающих не мнение закона, а волю властелина.

А графин со стаканом? Художник разместил его на самом краю стола, создав впечатление зыбкости и приближающегося краха. Напомню: картина написана в 1934 году! В период оттепели такая картина была бы ожидаема и легко вписывалась в свое время, но в середине тридцатых – в годы знаменитых «партийных чисток»?!

В год написания картины художнику Соломону Никритину исполнилось 36 лет. Это был политически грамотный и насквозь советский человек, не лишенный определенной осторожности. В юности ему покровительствовал Горький, но учиться живописи все равно приходилось в частных студиях – в частности, у Пастернака в Кривоколенном переулке (из-за национальности).

В войнах и революциях он не участвовал, но к социальным катаклизмам руку приложил, занимаясь оформлением агитационных и прочих мероприятий.

Есть сведения, что картина «Суд народа» получилась такой обличительной по характеру случайно. Никритин не собирался критиковать режим – всю жизнь он оставался тихим художником, писавшим природные и промышленные пейзажи, оформлявшим политехнические выставки и ВДНХ. Сам не желая того, он создал картину, не характерную ни для его творчества, ни для его позиции. Возможно, так и было: хотел нарисовать праведный суд, а нарисовал реальность. Искусствоведам – видней…

Конечно, при жизни художника «Суд народа» не выставлялся, и картина стала частью экспозиции в конце 1970-х - после того, как ее передал в дар коллекционер, купивший полотно у вдовы художника в середине шестидесятых.

Вот как много загадок: и о том, мог ли Никритин случайно написать такую мрачную иллюстрацию тоталитарного строя, и о том, как я могла не замечать ее раньше.


Tags: искусство, история
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Ностальгия по доверию

    Я очень люблю смотреть эстрадные концерты советского периода, когда у нас еще не было шоу-бизнеса. Точнее – он у нас уже был, но мы, зрители, об этом…

  • Не могу оторваться

    Вот уже который вечер я не могу оторваться (и оторвать мужа) от сериала «Вера», названного по имени главной героини, старшего инспектора криминальной…

  • Встреча с прекрасным

    На днях я совершенно случайно освободилась на час раньше и «по заданию редакции» отправилась на встречу с прекрасным. В чем состояло задание,…

  • Убийца на все сезоны

    Предупреждаю: этот пост – настоящий спойлер, потому что в конце я скажу вам, кто убийца! Всем, кто не желает этого знать, рекомендую немедленно…

  • Фильм в синих тонах

    Я теперь немножко киноман, поскольку карантин оставил на добрую память о себе желание смотреть медленное кино. Раньше, до карантина, я предпочитала…

  • Уже не то

    Маршрут моей воскресной прогулки проходит мимо нескольких театров. Лето – не театральный сезон, и каждый год с середины августа я начинаю мечтать о…

  • Бесцеремонность кинопрокатчиков

    Мне кажется, что в прокат картина должна выходить с тем названием, которое ей дали авторы. На мой взгляд, это - очевидно. Однако у прокатчиков,…

  • Мэпп и Лучия

    Прошло две недели, но во мне до сих пор сохраняется эмоциональный след от одного мини-сериала, который мы начали смотреть без особой надежды на яркие…

  • Великое ограбление и огромная любовь

    Еще раз спасибо карантину: я уже два месяца как знаю, что такое Великое ограбление поезда. И если вы тоже хотите это знать и хотите насладиться…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments