Эриком Берном введено понятие психологической игры – такой формы взаимодействия, при которой участники общения имеют скрытую мотивацию и оба (или один из них) стремятся к некому «выигрышу».
Слово «игра» использовано Берном не для того, что передать развлекательный характер, а чтобы сделать акцент на выигрыше и на том, что действия «игроков» вписываются в определенные роли: используются одни и те же интонации, жесты - меняются только время и место.
В социальных играх «игроки» (то есть те, кто вступает в общение) стремятся не к удовольствию и веселью, а к получению определенного выгодного им результата. Такие «игры» чаще всего являются бессознательными и способствуют возникновению неприятных чувств – таких, которые вызывает психологическое манипулирование. Отношения некоторых людей с окружающими – это нескончаемая череда игр, изредка перемежающихся ритуалами. Социальные игры препятствуют честным, откровенным и открытым отношениям между людьми, являясь противоположностью реальной человеческой близости.
В чем же, собственно, заключается выигрыш?
В качестве выигрыша выступает определенное эмоциональное состояние, к которому у игрока есть бессознательное стремление. Этот выигрыш часто является не позитивным чувством (удовольствием или радостью), а неприятным ощущением, являющееся для игрока «любимым». Например, некоторым людям нравится быть несчастными, или обиженными, или «забытыми», или актуализировать в партнере чувство вины, и они моделируют общение («игру») таким образом, чтобы в итоге занять это место – место несчастного, обиженного, «забытого».
Психологические «игры» часто встречаются во всех типах отношений, но наиболее щедро насыщена ими семейная жизнь. В зависимости от того, какую позицию займет человек (позицию Родителя, Ребенка или Взрослого), он может продемонстрировать совершенно разные реакции на одну и ту же ситуацию.
Например, муж спрашивает жену, не видела ли она его ключи. Если жена займет позицию Родителя, она может ответить примерно следующее: «Ты вечно все теряешь! Ищи там, где ты их положил!». Если она займет позицию Ребенка, то ответ будет другим: «Я не знаю! Не трогай мои ключи!». В позиции Взрослого жена ответила бы просто: «Они лежат в коридоре».
В психологической литературе детально описаны десятки «игр», в которые постоянно играют люди. Эти «игры» могут не только препятствовать полноценному общению, но и быть опасными, поскольку ряд из них способен привести человека к мысли о самоубийстве.
Игры, а также те установки и предписания, которые в детстве мы получаем от своих родителей (или замещающих их лиц), ложатся в основу жизненного плана, который в психологии называется «жизненным сценарием». По мнению ряда ученых, почти вся человеческая деятельность запрограммирована жизненным сценарием, и если родители говорят сыну или дочери, что он «обязательно станет знаменитым» или «никогда ничего не достигнет», то эти слова способны оказать на будущее огромное влияние. Словами, сказанными родителями, ребенку предписывается профессиональный сценарий, сценарий полового поведения, будущей семейной жизни и др. Некоторые родительские предписания и установки могут быть конструктивными, а некоторые – деструктивными. Э. Берн писал о том, что существует два основных вида жизненного сценария: «сценарий победителя» и «сценарий не-победителя». Победителем является человек, который поставил цель и добился ее реализации, если же он не смог спланировать свою деятельность эффективно и потерпел фиаско, то он считается побежденным. «Не-победитель» - тот, кто, оставаясь прекрасным гражданином, сотрудником и товарищем, не склонен ставить большие цели, ведет себя осторожно, скромно и лояльно. Он не борется за цели так, как борется за них «победитель», но и не попадает в неприятные ситуации подобно «побежденному» - «не-победитель» занимает среднюю позицию, тихую и спокойную.
Наверно, это все, если рассказывать только суть и – коротко.
Находите ли вы подтверждение концепции Эрика Берна в собственной жизни?
Находите ли вы подтверждение концепции Эрика Берна в собственной жизни?