Размышления человека о себе и собственной активности, называемые также рефлексией, иногда становятся источником недовольства собой, хотя в некоторых случаях причина и следствие меняются местами: недовольство собой стимулирует усиление самоанализа, превращая его в самокопание.
Для многих людей внутренний диалог с собой является самой главной формой общения, и если человек заинтересован в таких беседах, то его рефлексия может достичь большой глубины. Люди, с трудом замечающие события, происходящие не вокруг, а внутри, в меньшей степени склонны к анализу своего поведения, мыслей и чувств. Иногда они их просто не замечают!
Существует мнение, что представители некоторых профессиональных групп характеризуются выраженной рефлексией, без которой невозможно качественно выполнять свои профессиональные обязанности. Однако мне кажется, что не профессия формирует рефлексию, а способность (и склонность) к рефлексии предопределяет выбор профессии. Разумеется, со временем длительная работа оказывает стимулирующее воздействие на развитие первоначальной склонности.
Без самоанализа невозможны творчество и доверительное общение, однако все хорошо в меру. Чрезмерное увлечение самоанализом может привести к вторичному эгоцентризму.
Отдельные категории (подростки, публичные люди, представители творческих профессий, демонстративные личности и др.) бывают столь ориентированы на мнение других о себе и на тот эффект, который производят, что независимо от того, где они находятся, думают, что за ними наблюдают другие люди.
Нет, они понимают, что никого рядом нет, но ведут себя так, будто поблизости присутствуют невидимые зрители. Любой шаг, любое действие, любое слово они подвергают анализу, стремясь вести себя наиболее привлекательным образом.
Другой крайностью, которая может возникнуть при повышенной рефлексии, является убежденность в собственной исключительности. Самокопание может привести к тому, что человек, фиксированный и погруженный в собственную психическую реальность, начинает думать, что он - самый неповторимый и уникальный на свете, а его мысли и чувства не доступны для понимания окружающими. «Так, как я, не страдает никто», «Меня никто не сможет понять», «Такая глубина чувств и мыслей, как у меня, больше никому недоступна» - все эти ошибочные убеждения отрывают человека от реальности и человеческого окружения.
По мере психологического взросления мы понимаем, что являемся «одним из», что ничуть не хуже, чем быть «единственным и неповторимым», а наш самоанализ возвращается в берега, не разливаясь больше полноводием самокопания.