Я знаю, что многим нравится, когда милые домики стоят вдоль берега, распахнув свои окошки морскому ветру. Однако линейная градостроительная структура, при которой благоустройство жизни идет вдоль береговой линии, появилась не сразу. Первоначальная застройка в морских курортах вообще появлялась не по так называемой первой линии, а дальше от ветра и штормов. По той же причине лицевые фасады обычно ориентировались в сторону суши, а не на морское побережье. По этому признаку можно легко отличить старый курорт от нового.
Строить дома в непосредственной близости от кромки берега, да еще и с окнами, выходящими на море, стали только в конце XIX века - тогда, когда граница воды и суши превратилась в прогулочный променад.
В 1894 году длина променада в Кранце составляла 150 метров, в 1898 году - 400 метров, а сейчас наш чудесный променад вытянулся на несколько километров!
В прошлом году Королевскому курорту, расположенному у основания Куршской косы, исполнилось двести лет. Хочу напомнить, что именно здесь появились первые в Европе теплые морские ванны и купальни.
Близость к Кенигсбергу, целебные свойства морского воздуха и воды определили счастливую судьбу небольшого городка, в котором прошедшие двести лет как будто и не ощущаются.
Особенностью этих мест являются так называемые «сковородки» - песчаные участки среди деревьев и кустарников, надежно защищенные от морского ветра. На них тепло с начала апреля до конца октября.
Двести лет назад официальный курортный сезон начинался 15 мая - на главной площади Кранца поднимался флаг. Спускали флаг в последний день сезона - 15 сентября. До официального окончания сезона еще около трех недель!
Все отдыхающие были обязаны соблюдать определенные правила поведения, гарантирующие безопасный и комфортный отдых, и платить курортный сбор (таксу). Сейчас таксы нет, но правила все соблюдают. Ну, почти все.
Интересно, что поддержание комфорта в Кранце никогда не пускалось на самотек - комфорт поддерживал специальный комитет управления курортом. Этот комитет собирал средства для развития города, и приобрести акции мог любой горожанин. Можно сказать, что курорт был собственностью местного населения, развивавшего инфраструктуру за свой счет. Думаю, это разумно.
9 июля 1843 года Кранц посетил король Фридрих Вильгельм IV. Впечатленный работой, проделанной жителями, он выделил казенные средства, на которые в восточной части города был устроен великолепный парк «Плантаже». Название парка («Природа») точно передает его стиль.
В 1853 году завершилось строительство шоссе Кенигсберг- Кранц. По этой дороге мы и сейчас приезжаем в город. В середине XIX века по шоссе, строго следуя расписанию, ходили дилижансы. Дорога занимала 3 часа (сейчас - полчаса).
Вдоль шоссе стоят старые деревья. Стало расхожей шуткой называть их «последними солдатами Вермахта». В этом названии содержится намек на то, что причиной некоторых аварий, уносящих жизни людей, становится дерево, в которое въезжает машина в случае ДТП. Не уверена, что старые деревья вынашивают замыслы уничтожения новых хозяев. Преступные замыслы рождаются не в их кронах, а в головах водителей, нарушающих элементарные правила дорожного движения.