В связи с вышесказанным, многие достижения мировой психологической науки долгое время были нам недоступны, зато теперь имеется доступ ко всему, что было открыто, написано и доказано. И закономерно встает вопрос: кому нужны эти «заморские» знания? Психологам и/или обывателям? Взрослым и/или подросткам и детям?
Одно из таких открытий, вызвавшее интерес на всех уровнях – от профессионального до обывательского – трансакционный анализ, созданный Леонардом Бернстайном, вошедшим в науку как Эрик Берн. Он работал в то время, когда психология являлась частью медицины, а психологические исследования проводили преимущественно психиатры.
Эрик Берн и последующее развитие психологического знания свидетельствуют: находясь среди людей, в каждый момент времени человек обнаруживает одно из состояний («родитель», «ребенок», взрослый») и с разной степенью готовности он может переходить из одного состояния в другое.
Его теорию личности я взяла в качестве примера, поскольку в ней очень наглядно слились те, о ком сегодня речь: дети и взрослые. Думаю, многие из вас знают, о чем речь, но на всякий случай напомню некоторые моменты.
Позиция/состояние «Родитель» предполагает, что человек рассуждает и реагирует так же, как обычно рассуждал и реагировал один из его родителей - теми же позами, жестами, словами и чувствами.
Примерами такого поведения могут быть наставления, ворчание, выражение «отеческого» беспокойства и т.д. Откуда берутся такие формы поведения? Поскольку у каждого из нас были родители (или заменяющие их лица), мы храним в себе набор чувств, слов и поведенческих реакций наших родителей, и в некоторых ситуациях эти чувства, слова и реакции начинают активизироваться.
В состоянии «Ребенок» человек, независимо от своего реального возраста, реагирует так же и с той же целью, как это сделал бы маленький ребенок. Например, он может капризничать, по-детски уговаривать, «надуваться», непосредственно радоваться и т.д. «Детское поведение» человек черпает из своего прошлого, так как каждый из нас раньше был моложе, чем сейчас, и мы помним впечатления прошлого, которые при определенных условиях могут активизироваться. На время вновь становясь ребенком, человек начинает вести себя так, как этого хотели его реальные отец или мать, или он становится таким же бунтарем, каким был в далеком детстве. Иными словами, любой человек «носит в себе» маленького мальчика или маленькую девочку, которым или которой он был.
Позиция «Взрослый» отражает объективную оценку реальности, и она – единственная, в которой человек ведет себя, не ориентируясь на образец поведения, свойственный другому возрасту. Находясь в состоянии «Взрослый», человек самостоятельно и объективно оценивает ситуацию, излагает ход собственных размышлений и формулирует свои выводы.
Состояние «Взрослый» очень важно для жизни. Именно в этом состоянии человек перерабатывает информацию и прогнозирует последствия своих действий, то есть делает то, без чего невозможно эффективно взаимодействовать с окружающим миром. «Взрослый» контролирует действия «Родителя» и «Ребенка», является посредником между ними, но это не значит, что позиции «Родителя» и «Ребенка» не приносят пользы.
Благодаря «Родителю» человек может исполнять роль реального родителя своих детей, обеспечивая тем самым выживание человеческого рода. При этом многие реакции становятся автоматическими (мы делаем что-то потому, что «так принято»), что позволяет сохранить массу времени и энергии. Состояние «Родитель» освобождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиальных решений, за счет чего человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем.
Состояние «Ребенок» - основа большинства видов творчества, при которых требуется спонтанность и естественность проявлений. Наш внутренний Ребенок – творческий и свободный – может считаться лучшей частью личности, но именно в нем хранятся и наши детские обиды, страхи, капризы и комплексы, которые могут затруднять общение и актуализировать неэффективные в данный момент «детские» формы поведения.
Все три состояния важны для функционирования и выживания, и проблемы начинаются лишь тогда, когда человек использует эти состояния неуместно, то есть ведет себя не так, как предполагает ситуация общения. Например, молодой человек обращается к другу, рассчитывая обсудить с ним некую проблему, но его друг внезапно занимает позицию «Ребенок» и превращает серьезное обсуждение в шутку и балаган или начинает жаловаться на собственные проблемы, «перетягивая» все внимание на себя.
А теперь – вопрос: надо ли подросткам знать о таких вещах?
Стоит ли учить их распознавать свои состояния? Будет ли польза от овладения психологическими знаниями? Способны ли дети понять, например, эту теорию Эрика Берна?
Стоит ли детям и подросткам изучать основы психологии?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →