
Блоки появились у многих станций после ужасного террористического акта - наезда грузовика на людей, пришедших на рождественскую ярмарку в Берлине. До того похожая драма произошла на Английской набережной в Ницце…
Тогда многим казалось, что грузовик стал оружием массового поражения, и городские власти установили бетонные ограждения в местах скопления горожан.
И вот наконец блоки исчезли и пространство перед станцией приобрело приятный вид: ни бойкой торговли, ни напоминаний об опасности. Собственно, так и должно быть в цивилизованном городе.

Мне кажется, что бетонные блоки одновременно приносят практическую пользу и психологический вред. С одной стороны, они физически блокируют доступ для грузовика, с другой – спасают только от одного вида угрозы, но создают атмосферу настороженно-напряженного ожидания беды.
Нас призывают проявлять бдительность, быть внимательными ко всему, что, по нашему мнению, может представлять потенциальную угрозу. Делает ли этот призыв ситуацию более безопасной? Становятся ли жители более сосредоточенными, или возрастает не сосредоточенность, а нервозность и недоверие друг к другу?
Мне кажется, что осторожность в таких ситуациях приобретает не целенаправленный, а генерализованный характер: люди начинают опасаться всего подряд, что в итоге не концентрирует, а рассеивает их внимание и бдительность. У каждого человека есть инстинкт самосохранения, и на его основе формируется разумная осторожность, однако при определенных обстоятельствах, негативный смысл которых закрепляется в символах (таких, как бетонные блоки), осторожность превращается в навязчивую тревожность, которая действует на поведение деструктивно.
Если постоянно жить с ожиданием беды, порог чувствительности меняется, и человек становится невосприимчивым к множеству деталей, могущими оказаться существенными. Тот, кто все время ждет худшего, становится более толерантным к «просто плохому», поскольку смотрит на все события сквозь особую призму – призму чрезвычайной ситуации. Такой негативный настрой постепенно подтачивает личностные ресурсы, делая человека беззащитным перед угрозами.
Мне кажется, что меры предосторожности должны быть такими, чтобы не оказывать на жителей негативного психологического воздействия. Эти меры должны транслировать миру мысль «все – под контролем», но не сеять страх и дурные предчувствия.
Правда, я не настаиваю на своей правоте, и, возможно, ошибаюсь.
Одним словом, я очень рада, что бетонные блоки исчезли!