1. начальный этап творчества характеризовался психологически понятными картинами, хотя и на них имелись единичные «чудища, лишние в контексте почти реалистических картин»;
2. в зрелый период картины приобретают необычно фантастический характер с нагромождением ужасающих сцен с участием «несуществующих животных», что «невозможно вообразить человеку с нормальным рассудком»;
3. персонажи эмоционально неадекватны, а в некоторых случаях они напоминают пациентов сумасшедшего дома.
Вывод (не мой, разумеется): картины запечатлели фантастические зрительные и слуховые галлюцинации автора.
Действительно, существует метод анализа продуктов деятельности (не путать с продуктами жизнедеятельности!). И если проводить сравнение картин Босха и рисунков больных шизофренией, то определенное сходство обнаружить несложно. Однако я не готова согласиться с выводами коллег.
Я смотрю на картины Босха и вижу оригинальную (а не болезненную) манеру письма с гротескностью изображений, призванной усилить мысль автора. Важно помнить, что «прочитать» эту мысль должен быть житель той эпохи.
Шедевры Босха могут нравиться или не нравиться, но то, что для написания таких картин необходимо обладать высокой продуктивностью деятельности – факт. Известно, что художник много работал «на заказ», то есть был способен организовать свою работу с учетом сроков, пожеланий заказчика и т.д.
Другой факт: сделана попытка последовательного философского переосмысления, которая всегда выглядит странно на фоне привычных, тривиальных рассуждений. А продуктивность и последовательность – признаки сохранной психики.
Одним словом, результаты анализа творчества в качестве единственного основания для постановки диагноза выглядят слабовато. Вывод о наличии расстройства должен подтверждаться и другими данными (биографическими сведениями, анализом записей и др.), а таких подтверждений нет.
Ретроспективный анализ событий, произошедших более 500 лет назад, нужно проводить с учетом культурных традиций далекой эпохи. А для той эпохи религиозно-морализаторский характер и мрачный, мистический символизм произведений были нормой.
Картины Босха отнюдь не нагромождения фантастических образов - это философские размышления, изложенные выразительными средствами в определенную эпоху.
Когда в одном из комментариев меня спросили, есть ли «нормальные художники», я решила написать пост про «нормального». Однако писать о Тропинине, Крамском, Коровине было бы слишком просто. Случайно забрела на интересный сайт http://artmylife.ru/ и вспомнила о Босхе, творчество которого представляется мне вполне адекватным месту, времени и задачам художника.
Взгляните на его картины:
Не все, что выглядит причудливо, является симптомом психического расстройства.