Причины миграции современного человека могут быть различными, но большинство этих причин связано с неудовлетворенностью качеством жизни на родине и надеждой на то, что новое место жительства даст новые возможности. Конечно, я имею в виду эмиграцию из России.
По сравнению с прошлым, политические мотивы сегодня редко становятся причиной отъезда, и иммиграция в целом приобрела не вынужденный, а добровольный характер. В основном, людям хочется улучшить свое благосостояние, оказаться в безопасном и спокойном мире, где отношения строятся на основании законов, а не «понятий». Покидающим родину хочется получить реальную, честную возможность реализовать свой профессиональный и личностный потенциал, приобрести место, где можно укрыться от политических катаклизмов. В конце концов, человек имеет право хотеть не только этого, но и: дышать чистым воздухом, потреблять здоровые продукты, обслуживаться у грамотных врачей, не бояться отпускать ребенка в школу без сопровождения взрослых.
Получает ли человек все это на новом месте жительства – вопрос. В большинстве случаев, безусловно, получает – все или в основном. Особенно, если он едет с правильным настроем, то есть с готовностью изучать, понимать и принимать местные правила жизни. Тот, кто не получает, наверно, просто переоценил свои достоинства или допустил промах в формулировке жизненных планов… В любом случае, у него сохраняется возможность вернуться обратно.
Очевидно одно: новая страна ничего не должна вновь прибывшему. Она может предоставить ему свои культурные, экономические, политические и социальные ресурсы в обмен на благоразумие и честность в отношениях – может, но не должна. Между иммигрантом и его новой родиной возникают своего рода договорные отношения, в основе которых лежит взаимная терпимость и взаимная выгода. Если человек уверен, что страна должна ликовать по поводу прибытия его «величества», то договор может сорваться. Пострадавшей стороной в ста процентах случаев будет «величество»…
Срыв договоренностей не означает выдворение из страны! Суть провала будет заключаться в постоянном или периодическом недовольстве тем, как живет коренное население, в неудовлетворенной жажде превосходства, в трудно реализуемом стремлении русифицировать новые земли, в комичных попытках доказать, что «мы-то – круче!».
Если человек честен, он приезжает с открытыми намерениями, признавая, что новая страна ему нравится больше, чем прежняя, и что именно с ней он связывает свои надежды. В таком случае шанс взаимного счастья значительно повышается.
Я не имею никакого отношения к миграционным процессам: никогда не уезжала из города, в котором родилась (кроме путешествий), никогда не пыталась поменять место жительства. Мои рассуждения – рассуждения стороннего наблюдателя, и потому они носят исключительно предположительный характер. В чем я ошибаюсь?