Если взрослого россиянина попросить перечислить, например, ведущих «русских поэтов», россиянин назовет около десяти фамилий – тех, чьи стихи он читал в школьные годы. Других поэтов – тех, кто не менее успешно практиковал стихосложение во времена своих более знаменитых современников – россиянин не назовет. Во всяком случае, если он не увлечен поэзией.
Каким образом произошел такой отбор? Почему одни ушли в небытие, а другие прописались во всех собраниях сочинениях, энциклопедиях и учебных пособиях?
Я предполагаю, что талант в этом отборе играет если и существенную, то не главную роль. Думаю, что решающим стала принадлежность к той «обойме», которую сейчас называют «тусовкой» или «шоу-бизнесом». Те, кто попадали в этот круг избранных, получали возможность публиковаться, вращаться среди людей, обеспечивавших (в конечном итоге) популярность. Те, кто был вне этого круга, но обладал не меньшим талантом, мелькали лишь эпизодически. Для них «зеленый свет» не зажигался… Их имена не передавали из десятилетия в десятилетие, заботливо поддерживая огонь в камине их творческой памяти.
А как попадали в «тусовку»? В основном, по родственным связям.
Всякий раз, когда я хожу на экскурсии или читаю искусствоведческие книги, меня поражает всеобщее родство гениев. Куда ни посмотри – все всем были родственниками! Даже Лев Толстой, как выяснилось, был родственником Александру Пушкину! Да! Великий писатель – четвероюродный внучатый племянник великого поэта! Вот оно – величие по наследству…
Я ни в коей мере не хочу обесценить творчество Пушкина, Толстого и прочих известных литературных деятелей. Просто мне кажется, что их известность отчасти является следствием не вполне честной социальной игры, в ходе которой «свои» автоматически получали признание, а «чужие» - забвение.