И тем не менее в межличностном взаимодействии ложь, как правило, порицается, и практически любой человек готов произнести короткую речь, изобличающую лгунишку. Сколько бы мы не лгали «во спасение», на уровне подсознания наша ложь получает отрицательную оценку, что в итоге вызывает психологический дискомфорт.
У большинства людей, добровольно или вынужденно сказавших неправду, возникает нравственное отношение к своему поведению. Внутренние психологические процессы, призванные снизить напряжение, заставляют оправдывать ложь благими мотивами или неготовностью второй стороны услышать правдивую информацию.
Зная о таких последствиях, люди лгут по-разному: кто-то - легко и часто, без внутреннего переживания; кто-то - легко, но с недовольством собой; кто-то – после долгих сомнений, но без самообвинений после принятого решения солгать. Есть и такие, для кого преодоление психологического дискомфорта, вызванного обманом, столь тяжело, что они всеми силами стараются говорить правду, а если лгут, то с трудом, редко и в сопровождении внутреннего недовольства собой.
Считается, что правда и ложь – это не просто информация (истинная или нет), это еще и отношение к тому, кому их сообщают. В самом упрощенном виде правда ассоциируется с уважением, а ложь – с его отсутствием. Между тем, ложь встроена в нашу жизнь, и даже является частью некоторых профессий.
Возможно, если бы малышам не внушали аксиому о недопустимости лжи, люди относились бы к обману иначе, только я не знаю, хорошо это ли нет.
А как лжете вы?
Kак лжете вы?