В советской школе был такой предмет – начальная военная подготовка, сокращенно – НВП. Помните? Никаких основ безопасной жизнедеятельности нам отдельно не преподавали, и все, что касалось самозащиты, включалось в курс НПВ, главной задачей которого была подготовка молодежи к службе в армии.
На уроки НПВ, которые проводили, как правило, военные в отставке, не имеющие никакого педагогического образования и такта, мы ходили вместе – мальчики и девочки. И несмотря на то, что служить в армии предстояло только здоровым мальчикам, разбирать и собирать автомат Калашникова почему-то учили всех. Нам показывали учебные плакаты, натягивали противогазы, заставляли выполнять строевые приемы, инструктировали по тактике ведения боя, но все это казалось игрой, далекой от реальной жизни. Мы были абсолютно уверены в незыблемости мира и в невозможности ситуации, когда эти знания могут пригодиться.
Собственно, теория ведения боя, вложенная в голову девятиклассника – что может быть абсурднее? Возможно, маскировка боевых позиций и средства ведения химической разведки?
Когда я училась в институте, из меня делали медсестру гражданской обороны. Преподавательский упор приходился на оказание помощи пострадавшим от оружия массового поражения. Мы бегали по этажам учебных корпусов с носилками, укрывались в подвале от мнимых поражающих факторов ядерного, химического и биологического оружия и неистово хохотали, обматывая друг друга бинтами. Почему-то из всего курса мне запомнились только боевые отравляющие вещества. Даже помню их названия: зарин, зоман, иприт… Их применение казалось столь кощунственным, что практически нереальным. Мои знания медсестры гражданской обороны были ограничены стенами аудитории, за которыми протекала спокойная жизнь.
И вот теперь, спустя столько лет, городскому населению преподается урок самозащиты. Как прятаться от грузовика, куда бежать, увидев террориста… Зарин, зоман и тактика ведения боя – все, что ассоциировалось исключительно с военной ситуацией – больше не нужны. Теперь опасность вклинилась в мирную жизнь обычных горожан, которые не имеют ни малейшего отношения к боям и оружию.
Я думаю, это правильно – обучать людей правильному поведению в экстремальной ситуации. Но в то же время такие сюжеты создают ощущение мира, приближенного к войне…
Как вы думаете, инструктаж населения о том, как вести себя при нападении террористов