Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Можно ли превратить Пруссию в Россию?

Можно принять решение о передаче территории одного государства другому, но нельзя волевым решением изменить культуру. Могут ли новые хозяева внедрить на чужую землю свои традиции? Или они неизбежно интегрируются в исконную культурную среду?


На днях прочитала монографию историка Юрия Владимировича Костяшова «Восточная Пруссия глазами советских переселенцев». Она написана на основе воспоминаний людей, которые были отправлены в Восточную Пруссию, ставшую Калининградской областью, вскоре после окончания Второй мировой войны. Свидетельства участников тех событий ставят точки над множеством «i».

Кенигсберскую область заселяли не случайными, а тщательно отобранными людьми: преимущественно военнослужащими и теми, кто жил в районах, бывших под фашистской оккупацией. Властям было важно, чтобы переселенцы были «привиты» глубокими обидами на Германию и воспринимали Пруссию как территорию врага. Поначалу люди именно так к ней и относились.

Люди попадали в область разными путями: оставались в ней после демобилизации, прибывали по распределению учебных заведений, путевке ЦК, по направлению министерств.

Среди первых жителей области были и советские граждане, освобожденные из фашистских лагерей. Они знали, что тех, кто возвращается из немецкого плена, на родине отправляют в советские лагеря, и стремились избежать этой участи.

Часть переселенцев приезжали добровольно, часть – «добровольно-принудительно». Степень «добровольности» переезда была разной.

С августа 1946 года началось масштабное плановое переселение в сельскую местность. Были определены районы СССР, в которых проводилась вербовка. Каждый советский промышленный центр имел задание по набору переселенцев. Людям обещали льготы: бесплатный проезд, провоз имущества и скота; подъемные (1000 рублей на главу семьи и по 300 рублей на иждивенцев); дом на селе; корова и освобождение на три года от налогов и обязательных госпоставок.

Главным условием переселения являлась политическая благонадежность.

В дороге переселенцы видели разрушенные города и села России, Украины,Белоруссии, но то, что открылось их взору на территории бывшей Восточной Пруссии, поражало: все было разрушено до основания!

И между тем все переселенцы вспоминают, что были удивлены не разрушениями, а следами другой жизни!

Черепичные крыши домов, аккуратные деревенские домики, вымощенные булыжником улочки, дороги со специально выделенными участками для проезда велосипедистов и небольших тележек, пешеходные дорожки, выложенные фигурными плитками и плиточками, ровные посадки, городские парки, изящно оформленные внутренние дворики и асфальт повсюду – все это поражало и завораживало!

Многие вновь прибывшие жители испытывали восхищение и восторг, а не ненависть и желание уничтожить следы прежней культуры. Во всех воспоминаниях отмечается необычайный порядок, который немцы поддерживали в своих домах и в своих городах, несмотря на военное время.

В поселках переселенцев встречали крепкие каменные дома с непривычной внутренней планировкой, выложенными кафелем кухнями, красивой мебелью, музыкальными инструментами и часами с боем.

Приехавшие весной поражались, что города буквально утопают в зелени и цветах. Но на первом месте, конечно, стояло восхищение дорогами! После непролазной российской провинции немецкие дороги казались диковинкой.

Впечатление ухоженности, порядка и уюта было основным и неожиданным.

Однако было необходимо не только восстановить населенные пункты бывшей Восточной Пруссии, но и решить идеологические задачи, поскольку такое внеплановое восхищение представляло политическую опасность. Новому социалистическому облику области должны были соответствовать и новые советские названия: города и поселки стали массово переименовывать.

Крупные города области получили имена советских героев, армейских регалий, а более мелкие города и поселки назывались по свойствам местности или по созвучию с немецким названием. Даже после переименования населенных пунктов жители продолжали пользоваться старыми немецкими названиями, и эта традиция продолжается до сих пор.

На всякий случай в конце 1940-х годов была развернута мощная идеологическая кампания «по борьбе с космополитизмом»: каждый, кто положительно отзывался о несоветской культуре, считался нелюбящим свою страну.

Однако новая для переселенцев культурная среда была интересной и привлекательной. Даже вошедшее за годы войны в кровь неприятие всего немецкого отмечалось далеко не у всех.

По распоряжению советских властей на месте разрушенных зданий и памятников возводили новые, которые по замыслу их создателей должны были символизировать победу нового на этой земле…

Несколько лет советские переселенцы жили вместе с немцами, не уехавшими из Пруссии в конце войны. К неприятному удивлению властей, простые люди прекрасно уживались друг с другом, дружили, влюблялись, и более того: наши граждане восхищались немецкой исполнительностью, ответственностью и добросовестностью. Тогда было принято решение депортировать всех коренных жителей, разрешив взять по одному чемодану на человека…Судя по собранным автором монографии свидетельствам, был лишь один способ избежать депортации: укрыться в Литве. Из тех, кто поступил таким образом, некоторые в пятидесятые годы вернулись и остались жить в области.

Советский принцип тотального уничтожения старого был полностью реализован на бывшей земле Восточной Пруссии, однако это привело к неожиданным последствиям: Калининград стал городом «никакой культуры» - ни немецкой, ни советской. Дух Кенигсберга витает над Калининградом, а в маленьких городах и поселках области он просто живет на прежнем месте…


Tags: заметки, история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Источник интеллектуального вдохновения

    В последние годы (лет пять-семь) одним из моих интересов является мода, но не та, что представлена в глянцевых журналах, содержащих образцы того, за…

  • Первая мировая

    Отношение к Первой мировой войне в России заметно отличается от ее восприятия в других странах-участницах военного конфликта, и объяснить это…

  • Колбаса и история

    Первое августа 1914 года выдалось солнечным и теплым, и когда на кирхе по распоряжению пастора Эбеля в непривычное время зазвонили колокола, жители…

  • Невыдуманная история?

    Казалось бы, что может быть точнее и объективнее, чем история? Ведь история – это собрание фактов, свершившихся событий, то есть того, что может…

  • Как один отличный семьянин поссорился со своими кузенами

    Когда мы изучали историю в школе, нам рассказывали о территориальных претензиях держав, промышленной экспансии и национальной независимости.…

  • Дело врачей

    Словосочетание «дело врачей» должно автоматически вызывать желание дополнить его словами «оказывать медицинскую помощь», однако в нашей стране «дело…

  • Мой XIX век

    Если вы любите эпоху романтизма, то вам – сюда. Если нет, то тоже сюда – чтобы понять ее очарование, проникнуться ее настроением и навсегда полюбить…

  • Москва великолепная

    Отношение к масштабным преобразованиям облика нашего города может быть диаметрально противоположным – от искреннего восторга до не менее искреннего…

  • Назад в СССР

    И все-таки советский дизайн существует! Как бы насмешливо кое-кто (точнее указать не могу) не отзывался о промышленных товарах, производимых в СССР,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments