Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Гиподиагностика

Проблемой некоторых специалистов, много лет работающих с детьми с отклонениями в развитии, является недооценка глубины имеющихся нарушений. С течением времени уровень их требований снижается, а порог терпимости к отклонениям повышается.

Думаю, что такая толерантность к расстройствам, при которой специалист, постоянно контактирующий с не-нормой, «забывает», какой эта самая норма является, лучше, чем гипердиагностика, но…


Многократно сталкивалась с такой ситуацией: психолог/логопед/врач обследуют ребенка и видят в нем преимущественно хорошее. В процессе обследования они его постоянно хвалят, оказывают ему поддержку и помощь, чтобы ребенок продемонстрировал хоть какой-то успех.

- Давай я еще раз повторю. Слушай внимательно! Ты же умный мальчик! Умничка!

Вдохновляемый со всех сторон благожелательно настроенной публикой, ребенок с пятой попытки выдавливает односложное слово…

- Смотрите, он это повторил!
- Ай, какой молодец! Правильно разложил последовательность картинок!

При этом они не учитывают (хотя и прекрасно знают), что он повторил одно слово в том возрасте, когда должен повторять фразу из пяти слов; разложил серию картин, которые рассчитаны на малышей, и т.д. Специалист видит, что ребенок не справляется ни с одним заданием возрастного диапазона сложности, но расставляет акценты так, что недоразвитие начинает восприниматься как задержка. И все бы ничего, если после череды обследований детей с отклонениями в развитии не пообщаться с их здоровыми сверстниками. Вот тут и обнаруживается глубокая пропасть между нормативными возрастными возможностями и актуальным уровнем достижений пациентов.

Я помню, как моя однокурсница, много лет проработавшая в детском специализированном учреждении, была поражена развитию своего собственного ребенка. Она всегда очень тепло относилась к своим пациентам, видела в них большие перспективы, замечала каждую удачу и новое умение. Когда она родила сына, ее стаж работы по специальности приближался к двадцати годам.

Однажды я поинтересовалась ее впечатлениями от материнства (в возрастном плане – довольно позднего).

- Оля, я до сих пор не перестаю удивляться: пятилетние дети говорят как взрослые! Они рассуждают, делают выводы, формулируют мысли! Совершенно обычные, нормальные дети! Никакие не вундеркинды!

Когда я увидела ее ребенка, то убедилась: это – нормальный ребенок, развивающийся без опережения и особых талантов. Нормальный. Такой, какой он и должен быть.

После этого в свои лекции я включила больше материала, отражающего закономерности нормативного развития. Мы привыкли учить студентов диагностировать и дифференцировать отклонения, мы подробно рассказываем им обо всех вариантах дизонтогенеза, мы нацеливаем их на работу с симптомами и синдромами, а потом выясняется, что очень полезно почаще общаться с нормой, чтобы не терять «остроту» профессионального зрения и не считать отклонения – вариантом нормативного развития.


Tags: профессия
Subscribe

Posts from This Journal “профессия” Tag

  • Что считать болезнью века?

    Теперь модно быть в депрессии, как много лет назад модно было испытывать меланхолию. Если обратиться к живым свидетелям прошлого – письмам,…

  • О насущном

    На днях я нажала не на ту кнопку и случайно стала очевидцем телевизионного разговора троих ведущих с одним мэром. Поскольку беседа состоялась в…

  • Родные просторы отменяются!

    Несколько недель назад меня и мою коллегу попросили съездить с деловой поездкой в один российский город – прочитать лекции для местных врачей.…

  • Разное о разном

    Последние дни были так насыщены впечатлениями, что каждый вечер, возвращаясь домой, у меня возникало желание написать отдельный пост (по каждому…

  • Кто не знает Вирджинию Апгар?

    Смею предположить, что словосочетание «шкала Апгар» известно всем родителям, а если оно неизвестно, то я даже не знаю, что и думать… Более…

  • Комментарии: границы ответственности

    Печальная новость, которую сегодня растиражировали многие информационные издания: молодой журналист, работавший в крупной телекомпании, совершил…

  • Любимое в моей работе

    Несмотря на то, что должность у меня, можно сказать, административная, я использую любую возможность для того, чтобы общаться с пациентами. Причем…

  • Немного об аутизме

    На днях посетила Всероссийский семинар, посвященный проблемам аутизма, а заодно посетила здание университета, в котором преподавала на протяжении…

  • Как я не внесла вклад в науку (окончание)

    Начало Продолжение Увлеченная работой с пациентами детской психиатрической больницы, помощью пострадавшим при чрезвычайных ситуациях и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments