Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Гиподиагностика

Проблемой некоторых специалистов, много лет работающих с детьми с отклонениями в развитии, является недооценка глубины имеющихся нарушений. С течением времени уровень их требований снижается, а порог терпимости к отклонениям повышается.

Думаю, что такая толерантность к расстройствам, при которой специалист, постоянно контактирующий с не-нормой, «забывает», какой эта самая норма является, лучше, чем гипердиагностика, но…


Многократно сталкивалась с такой ситуацией: психолог/логопед/врач обследуют ребенка и видят в нем преимущественно хорошее. В процессе обследования они его постоянно хвалят, оказывают ему поддержку и помощь, чтобы ребенок продемонстрировал хоть какой-то успех.

- Давай я еще раз повторю. Слушай внимательно! Ты же умный мальчик! Умничка!

Вдохновляемый со всех сторон благожелательно настроенной публикой, ребенок с пятой попытки выдавливает односложное слово…

- Смотрите, он это повторил!
- Ай, какой молодец! Правильно разложил последовательность картинок!

При этом они не учитывают (хотя и прекрасно знают), что он повторил одно слово в том возрасте, когда должен повторять фразу из пяти слов; разложил серию картин, которые рассчитаны на малышей, и т.д. Специалист видит, что ребенок не справляется ни с одним заданием возрастного диапазона сложности, но расставляет акценты так, что недоразвитие начинает восприниматься как задержка. И все бы ничего, если после череды обследований детей с отклонениями в развитии не пообщаться с их здоровыми сверстниками. Вот тут и обнаруживается глубокая пропасть между нормативными возрастными возможностями и актуальным уровнем достижений пациентов.

Я помню, как моя однокурсница, много лет проработавшая в детском специализированном учреждении, была поражена развитию своего собственного ребенка. Она всегда очень тепло относилась к своим пациентам, видела в них большие перспективы, замечала каждую удачу и новое умение. Когда она родила сына, ее стаж работы по специальности приближался к двадцати годам.

Однажды я поинтересовалась ее впечатлениями от материнства (в возрастном плане – довольно позднего).

- Оля, я до сих пор не перестаю удивляться: пятилетние дети говорят как взрослые! Они рассуждают, делают выводы, формулируют мысли! Совершенно обычные, нормальные дети! Никакие не вундеркинды!

Когда я увидела ее ребенка, то убедилась: это – нормальный ребенок, развивающийся без опережения и особых талантов. Нормальный. Такой, какой он и должен быть.

После этого в свои лекции я включила больше материала, отражающего закономерности нормативного развития. Мы привыкли учить студентов диагностировать и дифференцировать отклонения, мы подробно рассказываем им обо всех вариантах дизонтогенеза, мы нацеливаем их на работу с симптомами и синдромами, а потом выясняется, что очень полезно почаще общаться с нормой, чтобы не терять «остроту» профессионального зрения и не считать отклонения – вариантом нормативного развития.


Tags: профессия
Subscribe

Posts from This Journal “профессия” Tag

  • Научились заседать

    Я люблю ходить пешком и стараюсь делать это при любой возможности. Правда, возможностей у меня не так уж много… Вот и за прошедшую неделю я едва…

  • Психиатрия - детям

    Совершенно не планировала писать об этом пост, но пришла домой и чувствую: очень хочется поделиться! Вчера и позавчера я была на первом Национальном…

  • Коллеги: разные или одинаковые?

    Когда я оказываюсь внутри профессионального сообщества, то есть в окружении людей, которые, по идее, должны исповедовать одни и те же ценности и…

  • На работу!

    Чем дальше, тем больше моего времени занимает работа. Правда, в последние лет семь я не могу сказать, что есть тенденция к удлиннению, потому что…

  • Чашка

    О своей симпатии к Инстаграму я уже как-то писала. Мне нравится этот социальный проект, научивший тысячи людей замечать красивые детали, фокусировать…

  • У кого не звонит телефон?

    На днях я оказалась в профессиональной группе, которая состояла из представителей разных специальностей, но – работающих в медицине. Среди нас был…

  • Жертвы демократии

    Я тут ненароком решила загрустить. Не просто так, разумеется, а по поводу. И повод для грусти у меня легко отыскался в производственной сфере. Начну…

  • Ползал и буду ползать!

    Большинство наших взрослых пациентов могут быть разделены на две группы: те, кто заболел в силу разнообразных «несчастных обстоятельств», и те, кто…

  • Надо ли всем восстанавливать речь?

    На днях я посетила одну очень интересную конференцию (небольшого формата), посвященную реабилитации. Вообще реабилитация в последнее время…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments