Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Гиподиагностика

Проблемой некоторых специалистов, много лет работающих с детьми с отклонениями в развитии, является недооценка глубины имеющихся нарушений. С течением времени уровень их требований снижается, а порог терпимости к отклонениям повышается.

Думаю, что такая толерантность к расстройствам, при которой специалист, постоянно контактирующий с не-нормой, «забывает», какой эта самая норма является, лучше, чем гипердиагностика, но…


Многократно сталкивалась с такой ситуацией: психолог/логопед/врач обследуют ребенка и видят в нем преимущественно хорошее. В процессе обследования они его постоянно хвалят, оказывают ему поддержку и помощь, чтобы ребенок продемонстрировал хоть какой-то успех.

- Давай я еще раз повторю. Слушай внимательно! Ты же умный мальчик! Умничка!

Вдохновляемый со всех сторон благожелательно настроенной публикой, ребенок с пятой попытки выдавливает односложное слово…

- Смотрите, он это повторил!
- Ай, какой молодец! Правильно разложил последовательность картинок!

При этом они не учитывают (хотя и прекрасно знают), что он повторил одно слово в том возрасте, когда должен повторять фразу из пяти слов; разложил серию картин, которые рассчитаны на малышей, и т.д. Специалист видит, что ребенок не справляется ни с одним заданием возрастного диапазона сложности, но расставляет акценты так, что недоразвитие начинает восприниматься как задержка. И все бы ничего, если после череды обследований детей с отклонениями в развитии не пообщаться с их здоровыми сверстниками. Вот тут и обнаруживается глубокая пропасть между нормативными возрастными возможностями и актуальным уровнем достижений пациентов.

Я помню, как моя однокурсница, много лет проработавшая в детском специализированном учреждении, была поражена развитию своего собственного ребенка. Она всегда очень тепло относилась к своим пациентам, видела в них большие перспективы, замечала каждую удачу и новое умение. Когда она родила сына, ее стаж работы по специальности приближался к двадцати годам.

Однажды я поинтересовалась ее впечатлениями от материнства (в возрастном плане – довольно позднего).

- Оля, я до сих пор не перестаю удивляться: пятилетние дети говорят как взрослые! Они рассуждают, делают выводы, формулируют мысли! Совершенно обычные, нормальные дети! Никакие не вундеркинды!

Когда я увидела ее ребенка, то убедилась: это – нормальный ребенок, развивающийся без опережения и особых талантов. Нормальный. Такой, какой он и должен быть.

После этого в свои лекции я включила больше материала, отражающего закономерности нормативного развития. Мы привыкли учить студентов диагностировать и дифференцировать отклонения, мы подробно рассказываем им обо всех вариантах дизонтогенеза, мы нацеливаем их на работу с симптомами и синдромами, а потом выясняется, что очень полезно почаще общаться с нормой, чтобы не терять «остроту» профессионального зрения и не считать отклонения – вариантом нормативного развития.


Tags: профессия
Subscribe

Posts from This Journal “профессия” Tag

  • Дом ученых или Сколково?

    Для кого-то осень – время постепенного увядания, но для нас, неугомонных любителей науки и практики, это сезон возобновления разнообразной…

  • Авторы: порядочные и просто

    Совершенно очевидно, что в отсутствии свидетелей, могущих указать на расхождение слов с делом, единственным ограничителем хвастовства является…

  • Черно-красная история

    Больше двадцати пяти лет я пользуюсь таблицами, на которых напечатаны красные и черные числа. Эти таблицы прекрасно знакомы любому клиническому…

  • Одна среда тридцать второго (вторая попытка написать пост)

    Итак, не отклоняясь от намеченной цели, напишу про среду 28 сентября 1932 года. Осенью 1932-го академику Павлову исполнилось 82 года. Свой…

  • Одна среда тридцать второго

    28 сентября 1932 года было средой. Перед нами лежит стенограмма очередной «павловской среды» –еженедельного клинического разбора, проводимого под…

  • Драматическая история: вчера, сегодня, завтра?

    В истории отечественной медицины имеется немало страниц, вызывающих недоумение и, как принято говорить, смешанные чувства. Удивительно, но…

  • Без названия

    У нас такая работа, на которой постоянно что-то происходит. И дело не только в том, что мы работаем с людьми, а с людьми, особенно с больными, все…

  • Быть довольным полезно для здоровья

    Когда кто-то ворчит по поводу медицинского обслуживания в Москве, мне всегда хочется поинтересоваться, с каким идеалом они сравнивают то, чем…

  • Отчитаться по форме

    Сколько у нас отчетности, я вам передать не могу! И не потому, что это «военная тайна», а по причине того, что число отчетных форм и таблиц постоянно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments