Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Category:

Гиподиагностика

Проблемой некоторых специалистов, много лет работающих с детьми с отклонениями в развитии, является недооценка глубины имеющихся нарушений. С течением времени уровень их требований снижается, а порог терпимости к отклонениям повышается.

Думаю, что такая толерантность к расстройствам, при которой специалист, постоянно контактирующий с не-нормой, «забывает», какой эта самая норма является, лучше, чем гипердиагностика, но…


Многократно сталкивалась с такой ситуацией: психолог/логопед/врач обследуют ребенка и видят в нем преимущественно хорошее. В процессе обследования они его постоянно хвалят, оказывают ему поддержку и помощь, чтобы ребенок продемонстрировал хоть какой-то успех.

- Давай я еще раз повторю. Слушай внимательно! Ты же умный мальчик! Умничка!

Вдохновляемый со всех сторон благожелательно настроенной публикой, ребенок с пятой попытки выдавливает односложное слово…

- Смотрите, он это повторил!
- Ай, какой молодец! Правильно разложил последовательность картинок!

При этом они не учитывают (хотя и прекрасно знают), что он повторил одно слово в том возрасте, когда должен повторять фразу из пяти слов; разложил серию картин, которые рассчитаны на малышей, и т.д. Специалист видит, что ребенок не справляется ни с одним заданием возрастного диапазона сложности, но расставляет акценты так, что недоразвитие начинает восприниматься как задержка. И все бы ничего, если после череды обследований детей с отклонениями в развитии не пообщаться с их здоровыми сверстниками. Вот тут и обнаруживается глубокая пропасть между нормативными возрастными возможностями и актуальным уровнем достижений пациентов.

Я помню, как моя однокурсница, много лет проработавшая в детском специализированном учреждении, была поражена развитию своего собственного ребенка. Она всегда очень тепло относилась к своим пациентам, видела в них большие перспективы, замечала каждую удачу и новое умение. Когда она родила сына, ее стаж работы по специальности приближался к двадцати годам.

Однажды я поинтересовалась ее впечатлениями от материнства (в возрастном плане – довольно позднего).

- Оля, я до сих пор не перестаю удивляться: пятилетние дети говорят как взрослые! Они рассуждают, делают выводы, формулируют мысли! Совершенно обычные, нормальные дети! Никакие не вундеркинды!

Когда я увидела ее ребенка, то убедилась: это – нормальный ребенок, развивающийся без опережения и особых талантов. Нормальный. Такой, какой он и должен быть.

После этого в свои лекции я включила больше материала, отражающего закономерности нормативного развития. Мы привыкли учить студентов диагностировать и дифференцировать отклонения, мы подробно рассказываем им обо всех вариантах дизонтогенеза, мы нацеливаем их на работу с симптомами и синдромами, а потом выясняется, что очень полезно почаще общаться с нормой, чтобы не терять «остроту» профессионального зрения и не считать отклонения – вариантом нормативного развития.


Tags: профессия
Subscribe

Posts from This Journal “профессия” Tag

  • Купил – покажись психиатру!

    Немецкие психиатры предлагают признать психопатологическую природу повышенного стремления к шопингу и причислить шопоголизм к психическим…

  • Не фефекты фикции

    Я, конечно, хорошо устроилась со своими тремя образованиями: у меня теперь в году – несколько профессиональных праздников! Представляете? И, несмотря…

  • Ни при каких обстоятельствах

    Осенний Вышний Волочёк произвел на меня сложное впечатление. С одной стороны, это город, который можно уверенно причислить к любезным сердцу, милым…

  • Выйти на полпути

    Съездила в Вышний Волочёк, название которого правильнее было бы писать иначе - Волочок. Целью поездки, носившей сугубо деловой характер, был…

  • Праздник, исключающий поздравления

    Есть такие праздники, к которым непонятно, как относиться. И поздравления в адрес тех, кто к ним непосредственно относится, выглядели бы странно… С…

  • Всеобщая любимица

    Немного загадочности: чего все на работе ждут и чему все радуются? Что даже самые нерадивые работники считают вполне заслуженным? Отсутствию чего…

  • Не убить себя

    Тему суицидов в нашем обществе предпочитают не обсуждать. С одной стороны, у нас распространено огромное количество мифов о самоубийствах и…

  • Сад, где растут дети

    Фридрих Фрёбель – это имя знакомо только знатокам истории педагогики. Сын пастора, рано лишившийся матери и проведший все детство на чужих руках, он…

  • Работать, чтобы жить

    Если составить два списка – список моих должностных обязанностей и список того, что делаю помимо должностной инструкции, но в прямой связи со своей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments