Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Как мы снимали кино

В ноябре 2012 года наша больница отмечала полувековой юбилей. Мы были очень воодушевлены этой датой и мечтали показать все, что умели. Одним из главных направлений наших исследований на тот момент был ранний детский аутизм – нарушение, которое становится все более распространенным.


Аутизм – состояние, окутанное предубеждениями и стереотипами. Кто-то ошибочно считает детей с аутизмом опасными или умственно отсталыми, кто-то так же необоснованно думает, что они являются совершенно обычными.

Мы хотели показать внутренний мир мальчика-аутиста – закрытый мир, полный противоречий и страхов. И не просто представить его в форме научного доклада, а снять небольшой фильм - на четверть часа, не более.

Сначала возник вопрос: кто будет исполнять главную роль. После нескольких неудачных проб с участием реальных пациентов мы поняли, что играть аутиста должен здоровый ребенок – такой, который сможет понять свою актерскую задачу. И такой мальчик был найден! Совершенно удивительный, талантливый мальчик, который внимательно слушал режиссера и сценариста, моментально входил в образ и также быстро выходил из него, как только завершался съемочный день.

Вторым сложным моментом стал сценарий. Его подготовка началась одновременно с поисками исполнителя.

Обращение к профессиональным сценаристам заканчивалось одним и тем же признанием, следовавшим через несколько дней: «Я не смогу это написать». Профессиональные сценаристы не могли освободиться от стереотипного представления: аутист = «человек дождя». В один прекрасный день проблема решилась легко и быстро: я села и написала сценарий – от начала до конца.

Моей задачей был показ симптоматики в такой художественной форме, которая создавала бы у зрителя эмоциональное отношение. Необычность детей с аутистическими расстройствами я подчеркнула особым приемом: за кадром звучат «мысли» ребенка, которым я придала стихотворную форму. Стихи, которые играют отдельную роль в нашей маленькой кинокартине, я написала за один вечер. В них – и симптоматика расстройства, и душевная боль, и проблемы, которые сопровождают таких людей.

Мальчик, исполнявший главную роль, говорил с акцентом, поскольку рос в двуязычной семье: с отцом он разговаривал на русском языке, а с матерью – на шведском. Озвучивать «мысли» главного героя, то есть читать стихи за кадром, было поручено другому ребенку. Я пару раз прорепетировала с ним стихотворный текст, объяснила, где должны стоять интонационные и смысловые акценты, и мы записали всю звуковую дорожку в студии с одного дубля. Удивительно, но ребенок выучил все мои стихи наизусть, сказав, что так ему легче их рассказывать!

Подготовка фильма продолжалась полтора месяца. В ноябре мы показали его на юбилейной конференции, а потом выложили его на сайте больницы и на ютубе. Многие психологические центры стали использовать наш маленький фильм в своей большой работе с родителями - как эмоциональное «наглядное пособие».



С тех пор прошло почти пять лет…

Недавно мне сказали, что мои стихи «гуляют по Интернету», и если забить в поисковой строке первую строчку, то выскакивает немало сайтов, на которых они представлены в виде текста: «Как страшно мир вокруг устроен…»

Осенью 2012 года у меня даже была мысль назвать фильм по этой первой строчке, но потом я решила в качестве названия использовать другую строку: «и надо мной другое небо». Она тоже есть в одном из стихотворных фрагментов.

Подруга спросила меня, как я отношусь к тому, что написанные мной стихи «разгуливают» без упоминания автора? Я отношусь к этому хорошо. Если они кому-то нравятся, мне это очень приятно.

Даже если кто-то решит выдать их за свои, я совершенно не обижусь, потому что моей задачей была популяризация психиатрических знаний, а не стремление к поэтической славе.

А этот пост я написала для того, чтобы вспомнить те прекрасные месяцы, когда мы работали одной творческой профессиональной командой. Тогда я могла написать сценарий за два дня и стихи - за один вечер. Это было замечательное время! Я счастлива, что оно было.


Tags: личное, профессия
Subscribe

Posts from This Journal “профессия” Tag

  • Кому приносит пользу антипсихиатрия?

    У большинства значительных течений, теорий и наук есть радикальная оппозиция. Увы, но противоположности далеко не всегда бывают едины, а в их борьбе…

  • Где и как должен работать ментальный инвалид?

    Дорогие читатели, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: согласны ли вы, чтобы рядом с вами работал человек, имеющий инвалидность по психическому…

  • Праздник каждый день

    Что ни день, то праздник! Не успели отгреметь фанфары по поводу вчерашнего Дня практичности, как сегодня мы отмечаем событие, значимое для нашего…

  • Итоги октября

    Чтобы обобщить итоги месяца, мне придется нарушить данное самой себе обещание больше не писать о работе. Правда, это обещание я дала себе случайно и…

  • Психиатрия – часть повседневности

    В понедельник легла спать с чувством «день прошел не зря». Я часто засыпаю с таким чувством, но в этот раз оно достигло «высшей-степени-не-зря». И…

  • Старикам везде у нас почет

    Если так пойдет и дальше, то менее чем через 10 лет на Земле будет жить 1 миллиард пожилых людей! Миллиард! С одной стороны, это – хорошо, потому что…

  • Что нужно напоследок?

    Уверена, что первое чувство, которое испытывают пациенты, узнав, что их заболевание относится к неизлечимым, это – страх и отчаянье. Стадия шока, как…

  • Можно ли вылечить заикание?

    Сто лет назад лечением заикания в Москве занимались всего три врача: И.И. Гимилер, принимавший на Новой Басманной в доме № 14, Г.Д. Неткачев с…

  • Одно частное мнение

    Докладываю: оптимизация здравоохранения достигла таких высот, что возник риск падения. Во всяком случае, пилотный проект по медицинской реабилитации,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →