Самые ожесточенные споры ведутся в семье, потому что большинство семей следуют устоявшимся традициям, с которыми могут быть не согласны подрастающие люди. Нередко все члены семьи осознанно или неосознанно подчиняются установленным правилам - так формируется важное для семьи понятие «мы». В отличие от старшего поколения, которому «мы» ласкает душу, подростку важнее проявить свое «Я», потому что в автономности он видит свое взросление.
Взрослый мир руками родителей и иных лиц, наделенных властью, пытается давить на подростка, принуждая его выполнять требования, обвиняя в эгоцентризме. Так формируется конфликт, который может либо привести к утрате близких отношений, либо научит договариваться.
Как ни странно, почти у всех конфликтов есть позитивная сторона. У пресловутого конфликта отцов и детей она тоже имеется. Если детям и родителям удается услышать друг друга, то конфликт приводит не к разрушению отношений и личности, а дает толчок для их развития. Единственное условие, способствующее такому благоприятному ходу событий: участники конфликта должны быть готовы идти на уступки, расположены к диалогу и открытому, конструктивному обсуждению противоречий. Вся надежда, разумеется - на взрослых участников противостояния.
Многих родителей пугает протестное поведение. А что такое протест?
Протест - это открытое неприятие чего-либо, что вызывает отрицательное отношение данного человека. Мишенью протеста подростка часто бывает не мнимое, а реально существующее неблагоприятное воздействие со стороны сверстников или взрослых.
Открытый протест неприятен, но менее опасен, чем видимость хороших отношений, которые неожиданно (но только - для взрослых) завершаются трагедией. Мнимое благополучие, при котором создается иллюзия, что подросток лишен тех особенностей, которые характерны для этого возраста, таит в себе опасность.
Столкнувшись с подростковым протестом, многие родители начинают упирать на свой авторитет, фактически - должностной, а не личностный. Они негодуют, запугивают, шантажируют, требуют, одним словом, ведут себя так, будто из всех анализаторов у них остался в работоспособном состоянии только речедвигательный.
Остановитесь, друзья!