Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Что наступает после уважения

Сколько себя помню, столько от меня и моих сверстников требовалось кого-нибудь или что-нибудь уважать. Нам говорили отнюдь не о том, что все люди достойны уважительного и милосердного отношения (эта истина стала очевидной позднее), а об уважении как о сознательном признании достоинства и превосходства.


Уважению подлежали: труд уборщиц, подвиг народа, распоряжения учителей, рабочий класс, мнение старших (причем – без конкретизации того, на сколько лет старше должен быть автор мнения, подлежащего уважению).

Прошли годы, и обязательный характер уважения нескольких из перечисленных позиций стал вызывать сомнение. Со временем выяснилось, что уважать чужой труд способны не те, кого этому учили, а те, кто сам добросовестно трудится.

Подвиг народа, безусловно, достоин уважительного отношения, но еще большего уважения достоин тот, кто не ввергает свой народ в пучину военного противостояния.

Рабочий класс оказался понятием столь многогранным, что значительная часть пролетариата, подлежащего уважению, отпала сама собой. Примерно та же участь постигла абстрактных «старших» - тех, кто рассчитывал на уважение, тыкая окружающих в свой паспортный возраст. Со «старшими» вообще возникла страшная путаница: повзрослев, каждый из нас обнаружил, что глупцов и негодяев среди «старших» ничуть не меньше, чем среди лиц иного возраста.

И вот теперь, когда принудительное уважение к отдельным видам деятельности и социальным группам практически отменено, уважение стало личностно-центрированным. Теперь оно распространяется не на всех уборщиц, а на конкретную Ларису или Оксану; не на всех учителей, а на конкретную Ларису Дмитриевну или Оксану Петровну и т.д. Теперь разрешено уважать не всех подряд стариков, а лишь тех, кто имеет приличное прошлое; не все подвиги народа, а лишь освободительные и созидательные.

Между тем проблема уважения сохраняется, приобретая новый характер. Уйдя от огульного и неразборчивого уважения достойных и недостойных персон, объединенных каким-либо социальным признаком, мы рискуем допустить новые ошибки. Самая неприятная из возможных ошибок – перейти грань простого признания достоинств и войти в пространство «культа личности».

Культ личности – не историческое, а индивидуально-психологическое понятие. Культ личности в отдельно взятой семье выражается в безграничном поклонении матери/отцу, в отдельно взятой организации – в возвеличивании личности и заслуг начальника/основателя. И то, и другое выглядит некрасиво.

Культ личности формируется, если некий персонаж (условная мать или условный основатель) претендует на исключительность и пытается оправдать свою власть над детьми/подчиненными своими выдающимися качествами – реальными, преувеличенными или мнимыми. Необходимость приписывания «выдающихся» ума, прозорливости, самоотдачи, преданности и проч. возникает в том случае, когда «таланты» культивируемой личности весьма скромны или сомнительны.

Технологии формирования и закрепления культа одинаковы на всех уровнях – от семейного до государственного. Образ «вождя»/матери/основателя должен присутствовать повсюду: пока жив – сидеть на центральной позиции, когда умер – висеть на главной стене. Причем я даже не уверена, хотел ли сам культивируемый (особенно после смерти) привлекать к своему образу столько внимания.



В тостах на праздничных застольях такую мать/основателя принято славить и воспевать на все лады, ее/его промахи следует оправдывать или не замечать. Конечно, такие доморощенные культы редко достигают даже полурелигиозного уровня, но выглядят они как-то ненормально.

Одним словом, все хорошо в меру, включая уважение.


Tags: заметки, психолог
Subscribe

Posts from This Journal “психолог” Tag

  • Авторы: порядочные и просто

    Совершенно очевидно, что в отсутствии свидетелей, могущих указать на расхождение слов с делом, единственным ограничителем хвастовства является…

  • Клевета: понять или простить?

    В этот чудесный октябрьский день предлагаю всем присутствующим свободно разместиться в мягких креслах, закинуть ногу на ногу, неспеша завернуться в…

  • Одна среда тридцать второго (вторая попытка написать пост)

    Итак, не отклоняясь от намеченной цели, напишу про среду 28 сентября 1932 года. Осенью 1932-го академику Павлову исполнилось 82 года. Свой…

  • Одна среда тридцать второго

    28 сентября 1932 года было средой. Перед нами лежит стенограмма очередной «павловской среды» –еженедельного клинического разбора, проводимого под…

  • Время и жизнь

    Есть мнение: чем больше времени уходит на выполнение дела, тем больше в этом процессе безмятежности и спокойствия. Простой пример можно отыскать в…

  • О бесплатной еде и не только

    Недели две назад, когда погоды у нас стояли прекрасные, а что такое дождь, уже никто не помнил, я зарегистрировалась на лекцию о еде. Точнее – о…

  • Кого считать невротиком?

    Она родилась в небольшой деревушке неподалеку от Гамбурга. Ее родители были чрезвычайно непохожими людьми, имеющими значительную разницу в возрасте:…

  • Комфорт убивает мечты

    В стремлении к удобной и комфортабельной жизни нет ничего плохого. И во многих случаях стремящиеся добиваются поставленной цели и испытывают чувство…

  • Контролеры времени

    Удивительно, но жизненного опыта, который мы неизбежно приобретаем, двигаясь по жизни, оказывается недостаточно для того, чтобы научиться главному -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments