Какой чудесный день!
Какой чудесный пень!
Какой чудесный я!
И песенка моя!
Последний раз я видела этот мультфильм в детстве – в школьные годы. Тогда мышонок казался мне символом оптимизма и беззаветной преданности идеи «жизнь удалась». Теперь, спустя десятилетия, в его задорной песенке мне слышится некритичное самодовольство, хвастовство, не подкрепленное реальными достижениями, выдающие в нем ряд характерологических черт из круга истероидных.
А ведь песенка-то та же! Я – другая. И мой жизненный опыт – иной.
Нечто подобное происходит при чтении классической литературы, когда в хорошо, казалось бы, знакомом произведении мы обнаруживаем то, что раньше не замечали, чего так раньше будто бы и не было!
Сколько раз в своей жизни мы оказывались свидетелями подобных мышиных песенок! Взобравшись на пень/трибуну/пьедестал/любой другой атрибут власти, некая серая персона расхваливает себя, не утруждаясь аргументацией и повторяя:
Какой чудесный пень!
Какой чудесный я!
Вспоминая детский мультфильм, я думаю, вкладывали ли его создатели такой смысл в кадры, предназначенные детской аудитории? Что это было: воспитательный ход или «тайный» посыл взрослым?
Насколько я помню, мораль мультфильма проста: сначала надо делать дело, а потом отдыхать, при этом пение под гитару делом не считалось.
Или это – просто песенка мышонка, довольного тем,
Какой чудесный день!
Какой чудесный пень!
Какой чудесный я!
И песенка моя!