Наш суд очень гуманен. Во всяком случае, когда дело касается разных зловредных старушек, захвативших в единоличное пользование то, что по закону принадлежит всем. Сидит такая зловредная старушка на государственной собственности, представляющей мировую художественную ценность и имеющей весьма высокую стоимость, и командует теми, кто имеет на нее полные права.
Если хотите в этом убедиться, попробуйте попасть в известный шедевр советского авангарда – дом архитектора Константина Мельникова, расположенный в Кривоарбатском переулке.
Архитектор Константин Мельников выстроил этот частный одноквартирный дом в три этажа для своей семьи и завещал его своим детям (сыну и дочери). Почему советская власть, в целом неприязненно относившаяся к частной собственности, позволила сделать такое этому человеку – загадка. Возможно, потому что он был талантлив, или потому что создал саркофаг для трупа Ленина.
После смерти автора его детище – дом на Арбате – занял сын, тоже художник. Как это нередко бывает, между братом и сестрой, двумя равноправными наследниками, разгорелся скандал, переросший в судебную тяжбу. Сестра хотела получить свою половину наследства, а брат делиться не желал. В итоге суд решил, что дом будет принадлежать им обоим (пополам), но жить в нем станет только брат. Сестра, иск которой был в целом удовлетворен, написала завещание в пользу своего сына. Получалось, что дом в равных долях принадлежит дяде и, в перспективе, племяннику.
Дядя (сын Константина Мельникова – Виктор Мельников) на склоне лет задумался о вечном – о завещании. Сначала он решил передать имущество двум своим дочерям – Елене и Екатерине, но потом в пух и прах рассорился с обеими (а они, в свою очередь – между собой), аннулировал все свои волеизъявления и в 2005 году составил завещание в пользу Российской Федерации, которой поручил создать в доме музей. За два года до этого его «любимая» сестра умерла, и половину дома унаследовал ее сын. Благоразумно решив держаться подальше от своих родственников, новый владелец продал свою половину дома сенатору С.Э.Гордееву. Именно благодаря тому, что собственность перешла в руки С.Э.Гордеева, спустя несколько лет в дом стали понемногу пускать посетителей – он основал фонд «Русский авангард» и передал свою долю государству.
Я не знаю, был ли в этой семье период, когда родственники не судились друг с другом из-за знаменитого наследства…
Десять лет назад сложилась странная ситуация: половина дома уже принадлежит государству (по завещанию Виктора Мельникова), вторая половина тоже ему принадлежит (по заявлению Гордеева), но в доме живет-поживает отлученная от наследства дочь Екатерина. Еще в 1996 году суд признал ее прописку в знаменитом доме недействительной, предложил ей огромную компенсацию (не очень понятно, за что) и выселение. Зловредная старушка исполнять решение суда отказалась и продолжила свое вольготное существование в доме, который ей вообще ни одним сантиметром не принадлежит!
Попасть в одну из известных достопримечательностей нашего города крайне сложно. Запись на экскурсии (состав группы – до 5 человек) проводится по телефону. В начале каждого месяца открывается запись на следующий месяц, но вскоре на сайте музея появляется новость, что запись уже завершена.
Сколько месяцев я не пытаюсь дозвониться, там все время занято. Сделаю последнюю попытку 1 марта, когда откроется запись на апрель, и все – пойду любоваться другими творениями Константина Мельникова.
А вы сомневались, что наш суд – самый гуманный суд в мире…