Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Пирамида счастья

Он мог бы быть Абрамом Самуиловичем Масловым, но стал Абрахамом Маслоу, потому что родился хоть и у Розы Шиловской и Самуила Маслова, но – в Нью-Йорке.


В отличие от многих своих коллег-психологов, он решил изучать не темные стороны человеческой природы, а ее светлые проявления, пытаясь понять, каким образом человек может стать личностью. Все вокруг исследовали сложные механизмы психического развития и патогенез различных отклонений, а он занялся тем, что могло вызвать интерес у любого человека – любовью, свободой, уважением и главными двигателями поведения – мотивами и потребностями.

Маслоу разделил все потребности, испытываемые любым человеком, на низшие (по сути, физиологические) и высшие, заметив, что испытывать потребности высокого уровня человек начинает лишь тогда, когда удовлетворены потребности более низкого уровня.



Если бы Маслоу родился в России, ему было бы проще создать свою теорию, поскольку одна пословица фактически грубовато намекает на иерархию потребностей. Вы помните эту пословицу: «голодное брюхо к учению глухо»? Собственно, та же мысль была сформулирована психологом: познавательные потребности (желание получать как можно больше информации) не могут актуализироваться до тех пор, пока не утолены голод и жажда.

Для наглядности свою теорию иерархии потребностей Маслоу представил в виде пирамиды, в массивном основании которой он разместил примитивные потребности (пищевую, сексуальную), ступенью выше - потребность в безопасности. Этот базис, основательный, широкий, свойственен всем людям (да и не только людям).

Далее (по мере продвижения к вершине) расположились: потребность в привязанности, любви и принадлежности какой-либо социальной группе; потребность в уважении и одобрении; познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Видите, сколько всего, помимо «неголодного брюха», надо человеку, чтобы захотеть получать знания? Именно поэтому ребенок, которого не любят, постоянно наказывают, критикуют, отвергают, не хочет учиться!

Чтобы человек мог осуществить переход с одного уровня на другой, необходимо не тотальное, а хотя бы частичное удовлетворение потребностей предыдущего уровня. Да, мы не можем наесться навсегда или чувствовать себя в полной безопасности, зная, что происходит в мире, но мы можем не испытывать голод, не жить в изоляции и иметь место, которое воспринимаем как личное безопасное пространство.

Вершина пирамиды – потребности высшего уровня, до которых добираются далеко не все люди: эстетическая потребность (стремление гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой) и потребность в самоактуализации (стремление к раскрытию внутреннего потенциала).

Понятие «самоактуализации», иными словами - роста и раскрытия личности, стало одним из центральных в психологии. Реализовать свой потенциал удается немногим, если не сказать – единицам. Более того: огромное количество людей к этой реализации и не стремится, либо не догадываясь о ее существовании, либо просто из лени. Маслоу составил список черт, присущий всем развитым в личностном смысле людям. Этот список доступен для ознакомления повсюду, включая наше всё – Википедию. Пожалуй, я перескажу своими словами, то есть так, как я понимаю Маслоу, каким должен быть совершенный (не идеальный, а развитый) человек.

Вот его основные характеристики (в моей интерпретации):
-принятие реального мира и себя без шаблонов и оговорок
-естественность в поведении
-способность быть одному, не испытывая скуки и тревоги
-самостоятельность и свобода мышления
-умение видеть ситуацию, а не себя в центре ситуации
-наличие системы координат, позволяющей давать нравственную оценку происходящим событиям и собственным действиям
-чувство юмора
-способность к близким отношениям, основанным на доверии
-творческий подход к жизни
-независимость без оппозиционности

Обладаете ли вы большей частью указанных свойств или самосовершенствование – ваша перспективная задача?


Обладаете ли вы большей частью указанных свойств или самосовершенствование – ваша перспективная задача?

У меня есть большая часть этих способностей
19(76.0%)
У меня нет таких способностей, но я стараюсь их развить
5(20.0%)
У меня нет таких способностей, но я и не стремлюсь к совершенству
1(4.0%)


Tags: психолог
Subscribe

Posts from This Journal “психолог” Tag

  • Где хорошо?

    Хорошо, где нас нет. И хорошо здесь – где мы есть. Жить вообще хорошо. И главная прелесть жизни состоит в том, что каждое утро эту жизнь можно…

  • Мнимые потери

    Смею утверждать, что множество событий, которые мы расцениваем как потери, потерями не являются. Разумеется, речь идет не об утрате друзей и близких,…

  • Предприимчивость

    Если находчивость соединить с энергией и практичностью, то получится предприимчивость. Во всяком случае, так считают словари русского языка, умело…

  • Коллеги: разные или одинаковые?

    Когда я оказываюсь внутри профессионального сообщества, то есть в окружении людей, которые, по идее, должны исповедовать одни и те же ценности и…

  • На работу!

    Чем дальше, тем больше моего времени занимает работа. Правда, в последние лет семь я не могу сказать, что есть тенденция к удлиннению, потому что…

  • Несварение

    Некоторое время назад мне сказали, что некий N меня «не переваривает». Кто этот N - совершенно неважно, поскольку речь не о нем (и даже не обо мне).…

  • Два мира

    - Ты чё так громко ржёшь? - А чё такое? - Не ржи. В стране - траур. Подружки переглянулись и искренне рассмеялись. Во мне шевельнулся слабый рывок…

  • Каждому – по ложке

    Большинство родителей, имеющих двух и более детей, уверяют, что любят своих дочерей и сыновей одинаково, не делая различий между послушными,…

  • Три важных остановки

    В течение жизни люди делают три остановки, чтобы сравнить свои достижения с достижениями других людей – преимущественно сверстников. Разумеется,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments