В зависимости от степени родства с покойным траур по нему мог быть глубоким, обыкновенным и «половинчатым». В последнем случае он так и назывался – полутраур. Глубокий траур длился три года, и все эти годы женщина должна была носить исключительно черное платье и не пользоваться косметикой.
В последний год траура позволялось украсить себя серебряной сеткой. Пожилые вдовы носили траур практически до конца жизни. Невеста, в семье которой наступало время траура, венчалась не в белом, а в лиловом наряде.
Полутраур допускал не только черный, но и серый, белый и лиловый цвета на всем протяжении выражения скорби. Эти же цвета определяли детский гардероб в случае смерти близкого родственника ребенка.
Собственно, по одежде можно было определить степень родства женщины и умершего человека.
Если взглянуть на иллюстрации того времени, то можно увидеть большое количество дам в сером и лиловом.



В случае смерти родителей траур длился на год меньше, и в праздники можно было надеть не черное, а цветное неяркое платье.
На период траура отменялись увеселения, в том числе балы, а ведь бал – это не просто танцы. Бал – это едва ли не единственная сфера непринужденного общения и коллективного быта, доступная человеку позапрошлого века. Получается, что траур надолго вычеркивал из жизни полноценное живое общение.
От женщины всегда требовалось строгое соблюдение внешних форм длительного траура, в то время как мужчине достаточно было носить черную повязку на левом рукаве и черный зонт в течение полугода.
Черный костюм он должен быть надевать только на панихиду.
Во второй половине XIX века внешняя скорбь стала короче. Через сто лет она сократилась до минимума.
Сейчас даже на похороны не все родственники приходят в черной одежде.
С чем связаны такие перемены?
С чем связаны такие перемены?