Как и в любом вопросе, при обсуждении «национальных характеров» можно выделить две полярные точки зрения. Первая точка зрения: любой народ - единое духовное целое, а всякий его представитель является продуктом и отражением этого целого. Собственно, с этого тезиса и началась первая теория психологии народов, создателями которой стали философ и языковед - Морис Лацарус и Хейман Штейнталь. Это произошло в 1859 году, но споры не утихают до сих пор. Основной вывод, сделанный авторами, гласил: обобщенный «дух народа» формирует эмоциональный настрой и образ мыслей.
Вторая, противоположная, точка зрения сводится к тому, что никаких «национальных характеров» не существует, что все «этнические предпочтения», включая «французскую галантность», «американскую деловитость», «немецкую аккуратность» и «русское терпение» - выдумка. Из наиболее известных представителей этой точки зрения, считавших национальный характер мифом, можно называть Льва Гумилева.
Более ста лет назад, в 1900-е годы, Вильгельм Вундт опубликовал огромный труд, посвященный этим вопросам - 10-томную книгу «Психология народов». Он критически отозвался о противопоставлении обобщенной «народной психологии» - индивидуальной, хотя четкого ответа не многие вопросы не дал.
Многие люди охотно присваивают стереотипные суждения, искренне веря в тотальную энергичность татар, скромность белорусов и хитрость не помню кого. Между тем существование какого-то особого национального характера не проходит эмпирическую проверку: как только мы начинаем тщательно анализировать индивидуальные характеры, мы неизбежно приходим к выводу, что в любой этнической группе есть представители разных типов характера. Поскольку мне ближе всего финны, скажу, что среди пяти финнов один будет энергичен, один скромен, один хитер, один аккуратен, один деловит. Уверена, что среди пяти русских - то же самое.
Другое дело, что устоявшиеся стереотипы заставляют представителя той или иной национальности вести себя особым, предписанным ему образом. «Я - финн, значит, должен быть неторопливым», - думает Укко Виртанен и медленно кладет дрова в камин. Укко Виртанен знает, каковы должны быть нормативные проявления его эмоций, но это не значит, что он не знает, что такое страсть.
Как вы думаете, черты характера и стиль жизни