Судьба здания нашего Кафедрального Собора очень схожа с судьбами других прекрасных построек. Люди, охваченные революционным психозом столетней давности, крушили все, до чего могли дотянуться, не щадя ни сородичей, ни материальные объекты. Тотальная война с культурными и общественными ценностями к середине 1930-х годов завершилась полной победой мракобесия. В церковных зданиях размещались овощехранилища, конторы, базы, ремонтные мастерские, коммунальные квартиры. Нашему Собору «повезло»: сначала его переоборудовали под кинотеатр «Арктика», а потом – под студию «Диафильм», которая быстро уничтожила все интерьеры, нанеся непоправимый ущерб зданию.
Ну что можно ожидать от простых граждан, которые не имели ни образования, ни права голоса, и жили в постоянном страхе? Они хотели разрушить до основания «мир насилья», но разрушили церкви, а мир насилия, представленный отдельно взятой страной, только укрепили. Они, подхлестываемые безумным тираном, просто не ведали, что творили.
Из всей истории нашего Собора меня возмущает и поражает одна страница. Со дня основания в Соборе находился великолепный орган. В военное время, в 1941-м году, его вывезли в Новосибирский оперный театр, где хранились эвакуированные музейные экспонаты. В театре и в музее, в отличие от мастерских и овощехранилищ, обычно работают культурные люди, имеющие некоторое отношение к искусству. Так вот эти «культурные люди искусства» ценнейший орган разобрали: металл – на металлолом, дерево - на декорации! Мне интересно посмотреть на лица этих «театральных деятелей»…
Сейчас Собор полностью восстановлен. Разумеется, не за государственный счет. Все, что можно было воссоздать, воссоздано; все, что было разрушено необратимо – заменено на новые аналоги.
Входная дверь и готическое окно-роза отреставрированы. Так вот - про физику.

Если посмотреть на входную дверь нашего Кафедрального Собора, может показаться, что человеку, не наделенному физической силой, ее не открыть. Размеры двери впечатляют!

И тем не менее дверь открывается легко, без дополнительных усилий, хотя она «посажена» на обычные петли. Как это получается? Науке физике такое неизвестно.
Кстати, справедливость все-таки восстановлена. Колокола Собора датируются 1957 годом – годом, когда был уничтожен 62-метровый шпиль (полностью восстановленный в 2010 году). В Соборе звучит потрясающей красоты немецкий орган, созданный в 1898 году. На воскресных богослужениях – сотни прихожан, на вечерних концертах – сотни слушателей.