Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Category:

Моя любимая улица

Пятьсот лет назад здесь был густой смешанный лес, через который проходила грунтовая дорога к монастырю, и река, которая разливалась каждую весну. Постепенно вдоль дороги стали селиться люди, но лесные массивы оставались обширными. Спустя сто лет местности «повезло»: через нее в свои отдаленные села стал ездить царь, и дорога превратилась в аналог современной «Рублевки». А в России всегда действовал принцип: где «рублевка» - там «элита». Постепенно лес сокращался, а жилой массив расширялся.


Ради своего удобства царь велел выложить бревнами тот отрезок дороги, по которому он ездил. Работы велись не за счет царя, разумеется - за счет дворов и лавок, расположенных на улице. Через речку, ежегодно устраивающую непролазную грязь, перекинули деревянный мостик, а на берегу речки построили церковь.

Со временем кроме «элиты» здесь появился и трудовой народ. Согласно традициям того времени, работники селились по профессиональному принципу, создавая слободы, профиль которых навсегда запечатлели названия переулков. Слева (если ехать из Кремля) поселились те, кто делали котлы, справа – те, кто шили колпаки. Дальше по ходу движения обосновались те, кто возил за царем походные шатры, работал в казне, ведал царскими садами. Каждая слобода считала своим долгом выстроить собственную церковь.

Однажды речка вышла из берегов и разрушила одну из церквей. Это природное злодеяние вынудило жителей спрятать речку в трубу. Проблема разливов и грязи была решена навсегда, церковь пришлось полностью перестроить, а траекторию бывшего русла теперь повторяют переулки. К тому времени никакие цари здесь уже на свои дачи не ездили, поэтому жизнь наладилась и текла своим чередом.

Именно здесь впервые в городе мостовую вымостили булыжником, дома стали строить в духе времени, часто перестраивать, в основном, за счет увеличения этажности и модернизации декора. На первых этажах размещались лавки, на вторых-третьих – жилые помещения.

Во время пребывания в городе Наполеона улица стала центром «французской Москвы»: здесь поселился французский генерал-губернатор, размещался французский муниципалитет и полиция.

После пожара 1812 года вдоль улицы проложили «красную линию», чтобы фасады размещались организованно, а ширина улицы позволяла ездить по ней беспрепятственно. Эта линия сохраняется до сих пор. Все, что не сгорело (то есть почти все строения), было отремонтировано, но и то, что выступало за «красную линию», сносить не стали – оставили потомкам, чтобы им было что разрушить через 120 лет.

Шум вернулся на улицу, когда на окраине города построили вокзал, и оказалось, что самой удобной дорогой с вокзала в центр стала наша Покровка. Следствием этого стало появление здесь гостиниц, трактиров, мастерских.

Еще одним событием стало появление конки, а затем – трамвайной линии.

Прошли годы, но ничего не изменилось. Только трамвая больше нет.


Tags: город
Subscribe

Posts from This Journal “город” Tag

  • Встретимся у водомета

    Мечтая о прогулках по своему любимому городу, взялась за путеводитель. Я люблю «растягивать» хорошие события: заранее продумывать багаж, когда…

  • Кто-то был первым

    Иногда складывается впечатление, что мы попали в антиутопию, в которой все реально происходящие события кажутся невозможными. Еще совсем недавно было…

  • Последствия Женского дня

    Господа, после вчерашнего Женского дня я еще усерднее мечтаю о пенсии! Я так на нее хочу, что ни в сказке сказать, ни пером описать – только пост…

  • Чем выше, тем хуже

    Конечно, это совпадение, но в последние месяцы многие мои знакомые взялись приобретать городскую недвижимость. Люди, не связанные между собой ничем,…

  • Не сходить на Поленова

    В отличие от тысяч сограждан, которые посетили выставку картин Василия Поленова, приуроченную к 175-летию со дня рождения художника, я на этой…

  • Московский метрополитен лучший в мире

    Соберетесь к нам в библиотеку, учтите – свободных посадочных мест у нас нет. Во всяком случае, вечером в будни. В субботу, конечно, посвободнее, но в…

  • «Красные ворота»: скромное обаяние советского рационализма

    Я очень люблю одну из ближайших к нашему дому станций метро – «Красные ворота», несмотря на то, что она декорирована не так щедро и помпезно, как…

  • Любимые места: ВДНХ

    В субботу по случаю оказалась на ВДНХ (выступала с докладом на одном городском мероприятии). День был солнечным и теплым, как и подобает обычному дню…

  • Ткани

    Ткани. Для меня это слово - не просто название куска материи, из которой можно сшить штаны и юбку. Для меня «ткани» – это возможности. Возможности…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments