Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Моя любимая улица

Пятьсот лет назад здесь был густой смешанный лес, через который проходила грунтовая дорога к монастырю, и река, которая разливалась каждую весну. Постепенно вдоль дороги стали селиться люди, но лесные массивы оставались обширными. Спустя сто лет местности «повезло»: через нее в свои отдаленные села стал ездить царь, и дорога превратилась в аналог современной «Рублевки». А в России всегда действовал принцип: где «рублевка» - там «элита». Постепенно лес сокращался, а жилой массив расширялся.


Ради своего удобства царь велел выложить бревнами тот отрезок дороги, по которому он ездил. Работы велись не за счет царя, разумеется - за счет дворов и лавок, расположенных на улице. Через речку, ежегодно устраивающую непролазную грязь, перекинули деревянный мостик, а на берегу речки построили церковь.

Со временем кроме «элиты» здесь появился и трудовой народ. Согласно традициям того времени, работники селились по профессиональному принципу, создавая слободы, профиль которых навсегда запечатлели названия переулков. Слева (если ехать из Кремля) поселились те, кто делали котлы, справа – те, кто шили колпаки. Дальше по ходу движения обосновались те, кто возил за царем походные шатры, работал в казне, ведал царскими садами. Каждая слобода считала своим долгом выстроить собственную церковь.

Однажды речка вышла из берегов и разрушила одну из церквей. Это природное злодеяние вынудило жителей спрятать речку в трубу. Проблема разливов и грязи была решена навсегда, церковь пришлось полностью перестроить, а траекторию бывшего русла теперь повторяют переулки. К тому времени никакие цари здесь уже на свои дачи не ездили, поэтому жизнь наладилась и текла своим чередом.

Именно здесь впервые в городе мостовую вымостили булыжником, дома стали строить в духе времени, часто перестраивать, в основном, за счет увеличения этажности и модернизации декора. На первых этажах размещались лавки, на вторых-третьих – жилые помещения.

Во время пребывания в городе Наполеона улица стала центром «французской Москвы»: здесь поселился французский генерал-губернатор, размещался французский муниципалитет и полиция.

После пожара 1812 года вдоль улицы проложили «красную линию», чтобы фасады размещались организованно, а ширина улицы позволяла ездить по ней беспрепятственно. Эта линия сохраняется до сих пор. Все, что не сгорело (то есть почти все строения), было отремонтировано, но и то, что выступало за «красную линию», сносить не стали – оставили потомкам, чтобы им было что разрушить через 120 лет.

Шум вернулся на улицу, когда на окраине города построили вокзал, и оказалось, что самой удобной дорогой с вокзала в центр стала наша Покровка. Следствием этого стало появление здесь гостиниц, трактиров, мастерских.

Еще одним событием стало появление конки, а затем – трамвайной линии.

Прошли годы, но ничего не изменилось. Только трамвая больше нет.


Tags: город
Subscribe

Posts from This Journal “город” Tag

  • А не забанить ли Москву?

    Вот как себя ни настраивай, какое ангельское терпение в себе не развивай, а издержки столичной жизни все равно будут портить воздух и настроение.…

  • И все-таки она резиновая!

    То, что Москва не лопнула по швам под натиском толп «гостей», стремительно становящихся «хозяевами», убедительно доказывает, что она – резиновая! Ни…

  • Немного Финляндии в Москве

    День независимости Финляндии, которую я преданно и нежно люблю, отмечается 6 декабря, но зачем ждать так долго, если начать праздновать можно в…

  • Автора!

    Главный конструктор называл свое творение «трехсотметровой башней», однако весь мир знает имя Густава Эйфеля благодаря тому, что оно увековечено в…

  • День города: плюсы, минусы и многоточия

    Праздничное субботнее утро я встретила вместе с любимым городом, выйдя на первую прогулку сразу после утреннего кофе. Как обычно бывает по субботам,…

  • Карнавал с двойным дном

    О своей любви к Москве я писала неоднократно, и, чтобы не повторяться, просто скажу, что я с детства люблю наш город, несмотря на перемены, которые в…

  • Есть ли жизнь за МКАДом?

    Есть ли жизнь за МКАДом, нет ли жизни за МКАДом – науке это неизвестно, но практика должна дать ответ. Не теория (мол, всюду есть жизнь), а практика!…

  • Как спасти песок

    Спокойную жизнь Кранца всегда нарушали штормы. Наиболее сильные шторма случились здесь в 1850, 1890, 1914 и 1931 годах. Устав от разрушений,…

  • Мой Зеленоградск

    Ориентироваться в Кранце (именно в нем, а не в Зеленоградске!) довольно сложно, потому что улочки причудливым образом сходятся, расходятся и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments