Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Моя любимая улица

Пятьсот лет назад здесь был густой смешанный лес, через который проходила грунтовая дорога к монастырю, и река, которая разливалась каждую весну. Постепенно вдоль дороги стали селиться люди, но лесные массивы оставались обширными. Спустя сто лет местности «повезло»: через нее в свои отдаленные села стал ездить царь, и дорога превратилась в аналог современной «Рублевки». А в России всегда действовал принцип: где «рублевка» - там «элита». Постепенно лес сокращался, а жилой массив расширялся.


Ради своего удобства царь велел выложить бревнами тот отрезок дороги, по которому он ездил. Работы велись не за счет царя, разумеется - за счет дворов и лавок, расположенных на улице. Через речку, ежегодно устраивающую непролазную грязь, перекинули деревянный мостик, а на берегу речки построили церковь.

Со временем кроме «элиты» здесь появился и трудовой народ. Согласно традициям того времени, работники селились по профессиональному принципу, создавая слободы, профиль которых навсегда запечатлели названия переулков. Слева (если ехать из Кремля) поселились те, кто делали котлы, справа – те, кто шили колпаки. Дальше по ходу движения обосновались те, кто возил за царем походные шатры, работал в казне, ведал царскими садами. Каждая слобода считала своим долгом выстроить собственную церковь.

Однажды речка вышла из берегов и разрушила одну из церквей. Это природное злодеяние вынудило жителей спрятать речку в трубу. Проблема разливов и грязи была решена навсегда, церковь пришлось полностью перестроить, а траекторию бывшего русла теперь повторяют переулки. К тому времени никакие цари здесь уже на свои дачи не ездили, поэтому жизнь наладилась и текла своим чередом.

Именно здесь впервые в городе мостовую вымостили булыжником, дома стали строить в духе времени, часто перестраивать, в основном, за счет увеличения этажности и модернизации декора. На первых этажах размещались лавки, на вторых-третьих – жилые помещения.

Во время пребывания в городе Наполеона улица стала центром «французской Москвы»: здесь поселился французский генерал-губернатор, размещался французский муниципалитет и полиция.

После пожара 1812 года вдоль улицы проложили «красную линию», чтобы фасады размещались организованно, а ширина улицы позволяла ездить по ней беспрепятственно. Эта линия сохраняется до сих пор. Все, что не сгорело (то есть почти все строения), было отремонтировано, но и то, что выступало за «красную линию», сносить не стали – оставили потомкам, чтобы им было что разрушить через 120 лет.

Шум вернулся на улицу, когда на окраине города построили вокзал, и оказалось, что самой удобной дорогой с вокзала в центр стала наша Покровка. Следствием этого стало появление здесь гостиниц, трактиров, мастерских.

Еще одним событием стало появление конки, а затем – трамвайной линии.

Прошли годы, но ничего не изменилось. Только трамвая больше нет.


Tags: город
Subscribe

Posts from This Journal “город” Tag

  • Санитарный день рождения

    Библиотеку, в которую я регулярно хожу, я считаю одной из лучших, и, можно сказать - идеальной. В нашей библиотеке создан особый стиль…

  • Москва великолепная

    Отношение к масштабным преобразованиям облика нашего города может быть диаметрально противоположным – от искреннего восторга до не менее искреннего…

  • Быт как объект умиления

    Поскольку в Москве нет ни моря, ни Куршской косы, по возвращении из Кранца домой я отправилась по музеям – оправдывать смысл жизни в столице. Хочу…

  • А не забанить ли Москву?

    Вот как себя ни настраивай, какое ангельское терпение в себе не развивай, а издержки столичной жизни все равно будут портить воздух и настроение.…

  • И все-таки она резиновая!

    То, что Москва не лопнула по швам под натиском толп «гостей», стремительно становящихся «хозяевами», убедительно доказывает, что она – резиновая! Ни…

  • Немного Финляндии в Москве

    День независимости Финляндии, которую я преданно и нежно люблю, отмечается 6 декабря, но зачем ждать так долго, если начать праздновать можно в…

  • Автора!

    Главный конструктор называл свое творение «трехсотметровой башней», однако весь мир знает имя Густава Эйфеля благодаря тому, что оно увековечено в…

  • День города: плюсы, минусы и многоточия

    Праздничное субботнее утро я встретила вместе с любимым городом, выйдя на первую прогулку сразу после утреннего кофе. Как обычно бывает по субботам,…

  • Карнавал с двойным дном

    О своей любви к Москве я писала неоднократно, и, чтобы не повторяться, просто скажу, что я с детства люблю наш город, несмотря на перемены, которые в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments