В одном из номеров (прежде называемых «книжками») «Московский вестник» опубликовал сообщение о том, что русский крестьянин Трифон Егоров является «учредителем первой жаккардовой машины в Москве», то есть составил ее по рисункам. Этим примером издатели хотели упрекнуть читателей в том, что они «холодны ко всему отечественному» и лишь изредка осведомлены о том, сколько открытий чудных делают сограждане.
Не называя имени «господина Сообщателя», который рассказал редактору про крестьянина, «Московский вестник» восхваляет русский народ. В ответ на это «Московский телеграф» обращает внимание оппонента на то, что если бы «господин Сообщатель знал обстоятельства повернее», то никогда не назвал бы Трифона Егорова учредителем жаккардовой машины, и не отдал бы честь тому, кому она не принадлежит.
Дело в том, что Трифон Егоров не «составлял машину» по рисункам, а взял машину, которую привез из Франции один фабрикант, и передал ее другому московскому фабриканту, выдав за свою.
Конечно, «Московский телеграф» был прав: «жаккардовая машина» (ткацкий станок) была создана во Франции в 1804 году Жозефом Жаккаром, в честь которого и получила свое название. Удивительно, что редакторам «Московского вестника» название станка ни на что не намекнуло. Никакого отношения к созданию машины ни Трифон Егоров, ни другие русские крестьяне не имели. Я не понимаю: зачем врать? Ведь правда все равно станет известна! Откуда такая ущербность, не позволяющая признать преимущество других? С чего такая глубокая неуверенность в своих способностях? Ну, не изобрели русские топор, флейту, микроскоп, паровой двигатель, вакуумный насос, лампу накаливания, ткацкий станок и множество других полезных вещей, и что с того? Их изобрели другие люди, и никому не возбраняется этими изобретениями пользоваться.
Если собака моих соседей лает громче, чем моя, я должна всякий раз усиливать лай своей Нюрочки за счет собственных голосовых складок, чтобы перелаять соседского пса? Ну, это же глупость в самом деле!
«Мы готовы радоваться всякому подвигу русских, всякой черте их смышлености, деятельности ума, но тут не находим ничего подобного», - резюмирует «Московский телеграф».
Призывающие к «совместному культурному труду» с европейскими странами, не исключающему национальную самобытность, «западники» возражали на необоснованные утверждения славянофилов о «гниении Запада» и исключительно великих судьбах России. По мнению западников, невозможно и нелепо обходить общие достижения человеческой культуры, уже выработанные западным развитием, кичась своей мнимой «особенностью».
Если бы вы жили в XIX веке, чью позицию вы бы разделяли?
1. Западников («Московский телеграф»)
2. Славянофилов («Московский вестник»)
Если бы вы жили в XIX веке, чью позицию вы бы разделяли?