Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

У кого плохая память

Недавно знакомая обратилась с просьбой проверить память одной ее родственницы, которую уволили с работы с формулировкой «ну, у вас плохая память». Разумеется, не официальной формулировкой, а устной.


Ко мне приехала миловидная женщина предпенсионного возраста, уверенная в том, что память у нее такая, что «если ее выбросить на помойку, никто не подберет». Наибольшие сложности возникали у женщины с запоминанием лиц и имен, причем все проблемы появились около десяти лет назад - в возрасте 40+. В одном частном медицинском центре ей поставили диагноз «прозопагнозия» и предложили пройти курс лечения стоимостью, превышающей годовой доход свечного заводика.

В ходе обследования обнаружились две важные вещи: снижение памяти укладывалось с рамки возрастных изменений и не носило патологического характера (1), женщина была убеждена, что ее память снижена значительно (2). Этот второй момент и определил ее увольнение. Выяснилось, что при общении с руководством и коллегами она постоянно уничижительно отзывалась о своих способностях, оправдывалась, что «как всегда» что-то перепутала из-за «склероза» и т.п. Разумеется, когда руководству понадобилось избавиться от одной сотрудницы, выбрали именно эту «беспамятную».

Да, с возрастом память становится хуже, но под «хуже» подразумевается некоторое ослабление способности к усвоению новых знаний, а не «потеря» способности запоминать. Основная причина этого ослабления - перегрузка ресурсов произвольной памяти различной информацией.

Строго говоря, объем памяти безграничен, и все, что человек запоминает в течение жизни, навсегда сохраняется в недрах памяти, однако получить доступ к этим запасам информации по собственному желанию (= произвольно припомнить) у нас получается не всегда. В прямом доступе у человека имеется ограниченный объем информации, и если этот объем заполнен всякой ерундой, то и до нужной вещи докопаться будет проблематично.

Сложности удержания в памяти текущих событий, свойственные лицам пожилого возраста, преимущественно являются следствием нарушения внимания, а не памяти.

Так как же сохранить свои способности к запоминанию и, главное, произвольному воспроизведению информации? Очень просто!

1. Память надо тренировать, а не замусоривать. Тренировка памяти - это счет в уме, решение творческих задач типа тех шарад, которые мы разгадываем вслед за читателями первой трети XIX века. Умственная деятельность позволяет поддерживать мозг в работоспособном состоянии.

2. Надо работать, но не переутомляться. Переутомление, то есть усталость, которая не проходит после обычного отдыха, существенно снижает продуктивность любой деятельности, в том числе - мнестической.

3. Память на лица можно повысить тренировкой: проводить сравнение и психологический анализ портретов, фотографий, обращать внимание на характерные приметы облика, устанавливать ассоциативные связи между воспринимаемым лицом и известным образом.

Кстати, у женщины, которой ошибочно был выставлен диагноз лицевой агнозии, была одна психологическая особенность, которая препятствовала запоминанию лиц и имен: эта женщина чрезмерно фиксирована на себе и мало заинтересована в других людях. Она просто не обращала на них внимания.


Tags: профессия, психолог
Subscribe

Posts from This Journal “профессия” Tag

  • Разное о разном

    Последние дни были так насыщены впечатлениями, что каждый вечер, возвращаясь домой, у меня возникало желание написать отдельный пост (по каждому…

  • Кто не знает Вирджинию Апгар?

    Смею предположить, что словосочетание «шкала Апгар» известно всем родителям, а если оно неизвестно, то я даже не знаю, что и думать… Более…

  • Комментарии: границы ответственности

    Печальная новость, которую сегодня растиражировали многие информационные издания: молодой журналист, работавший в крупной телекомпании, совершил…

  • Любимое в моей работе

    Несмотря на то, что должность у меня, можно сказать, административная, я использую любую возможность для того, чтобы общаться с пациентами. Причем…

  • Немного об аутизме

    На днях посетила Всероссийский семинар, посвященный проблемам аутизма, а заодно посетила здание университета, в котором преподавала на протяжении…

  • Как я не внесла вклад в науку (окончание)

    Начало Продолжение Увлеченная работой с пациентами детской психиатрической больницы, помощью пострадавшим при чрезвычайных ситуациях и…

  • Как я не внесла вклад в науку (продолжение)

    После комического расставания с научным заведением и по мере того, как дочка приобретала самостоятельность, я снова начала совмещать основную работу…

  • Психиатр, достойный уважения

    Написав про «Атлас для исследования отклонений в психической деятельности», я не рассказала о его главном авторе – профессоре Иосифе Адамовиче…

  • Дом ученых или Сколково?

    Для кого-то осень – время постепенного увядания, но для нас, неугомонных любителей науки и практики, это сезон возобновления разнообразной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 81 comments