У кого плохая память
Недавно знакомая обратилась с просьбой проверить память одной ее родственницы, которую уволили с работы с формулировкой «ну, у вас плохая память». Разумеется, не официальной формулировкой, а устной.
Ко мне приехала миловидная женщина предпенсионного возраста, уверенная в том, что память у нее такая, что «если ее выбросить на помойку, никто не подберет». Наибольшие сложности возникали у женщины с запоминанием лиц и имен, причем все проблемы появились около десяти лет назад - в возрасте 40+. В одном частном медицинском центре ей поставили диагноз «прозопагнозия» и предложили пройти курс лечения стоимостью, превышающей годовой доход свечного заводика.
В ходе обследования обнаружились две важные вещи: снижение памяти укладывалось с рамки возрастных изменений и не носило патологического характера (1), женщина была убеждена, что ее память снижена значительно (2). Этот второй момент и определил ее увольнение. Выяснилось, что при общении с руководством и коллегами она постоянно уничижительно отзывалась о своих способностях, оправдывалась, что «как всегда» что-то перепутала из-за «склероза» и т.п. Разумеется, когда руководству понадобилось избавиться от одной сотрудницы, выбрали именно эту «беспамятную».
Да, с возрастом память становится хуже, но под «хуже» подразумевается некоторое ослабление способности к усвоению новых знаний, а не «потеря» способности запоминать. Основная причина этого ослабления - перегрузка ресурсов произвольной памяти различной информацией.
Строго говоря, объем памяти безграничен, и все, что человек запоминает в течение жизни, навсегда сохраняется в недрах памяти, однако получить доступ к этим запасам информации по собственному желанию (= произвольно припомнить) у нас получается не всегда. В прямом доступе у человека имеется ограниченный объем информации, и если этот объем заполнен всякой ерундой, то и до нужной вещи докопаться будет проблематично.
Сложности удержания в памяти текущих событий, свойственные лицам пожилого возраста, преимущественно являются следствием нарушения внимания, а не памяти.
Так как же сохранить свои способности к запоминанию и, главное, произвольному воспроизведению информации? Очень просто!
1. Память надо тренировать, а не замусоривать. Тренировка памяти - это счет в уме, решение творческих задач типа тех шарад, которые мы разгадываем вслед за читателями первой трети XIX века. Умственная деятельность позволяет поддерживать мозг в работоспособном состоянии.
2. Надо работать, но не переутомляться. Переутомление, то есть усталость, которая не проходит после обычного отдыха, существенно снижает продуктивность любой деятельности, в том числе - мнестической.
3. Память на лица можно повысить тренировкой: проводить сравнение и психологический анализ портретов, фотографий, обращать внимание на характерные приметы облика, устанавливать ассоциативные связи между воспринимаемым лицом и известным образом.
Кстати, у женщины, которой ошибочно был выставлен диагноз лицевой агнозии, была одна психологическая особенность, которая препятствовала запоминанию лиц и имен: эта женщина чрезмерно фиксирована на себе и мало заинтересована в других людях. Она просто не обращала на них внимания.
Ко мне приехала миловидная женщина предпенсионного возраста, уверенная в том, что память у нее такая, что «если ее выбросить на помойку, никто не подберет». Наибольшие сложности возникали у женщины с запоминанием лиц и имен, причем все проблемы появились около десяти лет назад - в возрасте 40+. В одном частном медицинском центре ей поставили диагноз «прозопагнозия» и предложили пройти курс лечения стоимостью, превышающей годовой доход свечного заводика.
В ходе обследования обнаружились две важные вещи: снижение памяти укладывалось с рамки возрастных изменений и не носило патологического характера (1), женщина была убеждена, что ее память снижена значительно (2). Этот второй момент и определил ее увольнение. Выяснилось, что при общении с руководством и коллегами она постоянно уничижительно отзывалась о своих способностях, оправдывалась, что «как всегда» что-то перепутала из-за «склероза» и т.п. Разумеется, когда руководству понадобилось избавиться от одной сотрудницы, выбрали именно эту «беспамятную».
Да, с возрастом память становится хуже, но под «хуже» подразумевается некоторое ослабление способности к усвоению новых знаний, а не «потеря» способности запоминать. Основная причина этого ослабления - перегрузка ресурсов произвольной памяти различной информацией.
Строго говоря, объем памяти безграничен, и все, что человек запоминает в течение жизни, навсегда сохраняется в недрах памяти, однако получить доступ к этим запасам информации по собственному желанию (= произвольно припомнить) у нас получается не всегда. В прямом доступе у человека имеется ограниченный объем информации, и если этот объем заполнен всякой ерундой, то и до нужной вещи докопаться будет проблематично.
Сложности удержания в памяти текущих событий, свойственные лицам пожилого возраста, преимущественно являются следствием нарушения внимания, а не памяти.
Так как же сохранить свои способности к запоминанию и, главное, произвольному воспроизведению информации? Очень просто!
1. Память надо тренировать, а не замусоривать. Тренировка памяти - это счет в уме, решение творческих задач типа тех шарад, которые мы разгадываем вслед за читателями первой трети XIX века. Умственная деятельность позволяет поддерживать мозг в работоспособном состоянии.
2. Надо работать, но не переутомляться. Переутомление, то есть усталость, которая не проходит после обычного отдыха, существенно снижает продуктивность любой деятельности, в том числе - мнестической.
3. Память на лица можно повысить тренировкой: проводить сравнение и психологический анализ портретов, фотографий, обращать внимание на характерные приметы облика, устанавливать ассоциативные связи между воспринимаемым лицом и известным образом.
Кстати, у женщины, которой ошибочно был выставлен диагноз лицевой агнозии, была одна психологическая особенность, которая препятствовала запоминанию лиц и имен: эта женщина чрезмерно фиксирована на себе и мало заинтересована в других людях. Она просто не обращала на них внимания.