В последние годы произошло множество событий, потрясших людей своей абсурдностью, жестокостью, внезапностью. При обсуждении каждого трагического случая возникает вопрос о психическом состоянии преступника, его вменяемости и о возможности предотвращения подобных драм. Нередко находятся подтверждения того, что преступник находился в «ненормальном» состоянии, однако его расстройство не проявлялось до того момента, пока личность не попала в сложную жизненную ситуацию. Находятся «свидетели», которые уверяют, что потенциального убийцу оскорбляли, «доводили», «вербовали» и всячески провоцировали на совершение преступления.
Чем же отличается психическое расстройство, возникшее под влиянием внешних (психотравмирующих) факторов от психического расстройства, возникающего самостоятельно, по внутренним механизмам?
1. Начало этого расстройства должно совпадать с воздействием неблагоприятных обстоятельств, психической травмой. Оно не может возникнуть раньше, только – вслед за психотравмирующим событием. Это событие должно иметь значительную силу, выходить за рамки житейских неприятностей, которые неизбежны и встречаются постоянно.
2. В структуре и содержании переживаний должно отражаться это конкретное психотравмирующее событие, то есть если психическая травма возникла вследствие утраты близкого, значит, и переживания должны быть сконцентрированы на этой потере (а не на недовольстве жизнью вообще, не на обидах, нанесенных сослуживцами и соседями и т.д.).
Третий признак, возможно, имеет меньшее значение в рамках темы поста, но все же я скажу о нем для полноты картины: психические расстройства, возникшие вследствие внешних неблагоприятных факторов, носят обратимый характер: переживания постепенно сходят на «нет» по мере дезактуализации вызвавшей их причины. Например, если в семье складывается тяжелая предразводная ситуация, и у человека в связи с этой ситуацией возникает психическое расстройство, то по мере завершения брачных отношений и последующей реструктуризации жизни происходит и угасание патологических реакций. Если этого угасания не происходит, можно сделать вывод о том, что само расстройство вызвано не внешними обстоятельствами, а сформировалось по внутренним механизмам, либо психическая травма стала пусковым механизмом для возникновения заболевания, постепенно ставшего самостоятельным.
Оба признака, о которых я написала (совпадение начала заболевания с психической травмой и отражение ее содержания в актуальных переживаниях) являются обязательными, чтобы считать нарушение следствием внешних воздействий. Если мы не видим их у конкретного человека, значит, его расстройство не может расцениваться как результат действия неблагоприятных внешних факторов.
И еще важный момент: внезапность изменений в психическом состоянии. Внезапное возникшее сильное волнение (аффект) рассматривается не только в психологии, но и в уголовно-правовых нормах. Ему (аффекту) посвящены статьи 107 и 113. Однако в УК упомянут не только преступник, но и жертва, а точнее – ее провокационное поведение: угрозы физической расправы, уничтожения имущества, распространения конфиденциальной информации, оскорбления и т.д.
Напоминаю, что состояние аффекта не освобождает автоматически от уголовной ответственности.
Например, няне начинает угрожать ее подопечный, шантажируя женщину тем, что расскажет родителям о фактах ее неправильного поведения. И делает это ребенок каждый раз, когда няня приходит на работу. Няня, охваченная «внезапным сильным волнением», убивает ребенка. Был ли у убийцы аффект? Будет ли она освобождена от уголовной ответственности?
Примечателен тот факт, что среди осужденных за преступления, совершенные в состоянии аффекта, только 10% составляют женщины. Почему? Ведь женщины считаются более склонными к эмоциональному реагированию и аффективным взрывам? Возможно, потому, что преступники-мужчины чаще маскируют свои насильственные действия под совершенные в состоянии аффекта.
У кого возникает аффект? У психически больных лиц? Или у тех, кто обладает повышенной эмоциональной возбудимостью?
Аффект может возникнуть у любого человека, который посчитает допустимым самостоятельно наказать виновного или силовым способом утвердить свою правоту. Аффект может возникнуть, но он не разовьется, если личность обладает терпимостью, самоконтролем и самообладанием. А вот отсутствие последних характеристик приводит к развитию аффекта и совершению преступных действий под его влиянием.