Если бы «Мертвые души» были экранизированы ВВС, это была бы настоящая энциклопедия русской жизни первой половины XIX века. Отличающиеся высоким профессионализмом и уважением к историческому костюму художники воспроизвели бы те важные моменты, ключевые для эпохи, которые отечественные костюмерные деятели считают неважными.
Поэма «Мертвые души» описывает российскую жизнь 1830-40-х годов. Это период бидермайера, идеалом которого была безопасная и уютная повседневность. Всякая деталь интерьера и гардероба имела огромное социально-психологическое значение, являясь маркером статуса и мировоззрения. По костюму в то время можно было легко определить место человека в обществе, а манера одеваться была формой выражения идеологической позиции.
Гоголевский герой придерживается «коричневых и красноватых цветов с искрою», надевает фрак брусничного цвета, а сверху - шинель «на больших медведях». Под брусничным фраком он носит манишку, которую в Европе называли «дешевой роскошью», так как она позволяла скрыть отсутствие дорогого белья, но выглядеть элегантно.
Режиссеру кажется, что наряженный согласно авторскому описанию герой будет выглядеть попугаем, и он выводит на сцену Чичикова в черном или синем сюртуке. А ведь именно та цветовая гамма, которую дает Гоголь, и характеризует Чичикова как чиновника «средней руки»! Красно-коричневый был самым популярным в то время, и чтобы слиться с окружением, чиновник должен быть одеться именно в него.
Гоголь пишет, что Чичиков ищет сукна «цветов темных, приближающихся, так сказать, к бруснике». Почему? Да потому что красный оттенок был чрезвычайно моден в 1830-40-х годах.
На губернаторскую вечеринку Павел Иванович явился в своем брусничном фраке с искрой, однако вокруг него «черные фраки мелькали и носились врозь и кучами». Чичиков отличается от «черных фраков», потому что он несколько задержался в своих представлениях о моде, много лет вынашивая мечту об именно таком, брусничном, сюртуке.
Черный цвет входит в отечественную мужскую моду ближе к середине столетия. В годы написания и публикации поэмы молодого человека в «модном черном сюртуке» могли не пустить в гостиную, так как он воспринимался негативно. Люди, имеющие стабильный доход (гражданские и военные чиновники) носили форменную одежду, сшитую из цветных тканей. В черное одевались либо те, кто не обременен государственной службой, либо те, кто представлял угрозу для государственности. В черных сюртуках, ставших модными в Европе намного раньше, чем в России, усматривали влияние идей революционной Франции, а Чичиков не был революционером!
«Приличные» дома изгоняли людей в черных фраках вплоть до конца 1850-х годов, так что описание бала в губернском доме («черные фраки мелькали») и Чичикова в брусничном – чрезвычайно важная характеристика. Отправляясь в провинцию, Павел Иванович одевается так, чтобы произвести благоприятное впечатление на местных помещиков (и ключ к успеху – красно-коричневый фрак), и ни в коем случае не выглядеть как легкомысленный модник без серьезных намерений (черный фрак).
Пройдут годы, и черная фрачная пара станет символом жизненного успеха и процветания, но в 1842 году Гоголь не мог знать об этом.
Одним словом, если, сидя в ложе, вы увидите на сцене Чичикова в черном фраке, знайте: перед вами – халтура.