Они могут быть не видны сразу, но под поверхностью их все-таки должно быть доступно обнаружить.
Мы с вами постоянно ходим по Яузскому бульвару. Дорога проходила здесь уже более семисот лет назад, так что можно считать, что она была тут всегда. Именно по ней в начале сентября 1812 года русская армия отступала от войск неприятеля. Здесь же был эпицентр огненной драмы, которая сожгла дотла всю близлежащую местность. Такие события!
К 1824 году Яузская дорога стала красивым зеленым бульваром. Его траектория отнюдь не случайна – она повторяет изгиб стены Белого города, которая проходила здесь. От бывшей стены на память осталась высокая кромка с внешней стороны бульвара.
Постройки, которые успели появиться на его уровне, не позволили бульвару продлиться дальше в сторону реки Москвы, и до сих пор Яузский бульвар заканчивается лестницей, переходящей в проезжую часть. На этом месте хорошо видно, что Бульварное кольцо, в отличие от Садового, является полукольцом, а не кольцом, и Яузский бульвар – самая тихая и малолюдная его часть.
Если начать перечислять людей, жизнь которых была связана с этими местами, получится список внушительного размера. Например, здесь жили Исаак Бабель и Валерий Брюсов. Однако в 2013 году тут установили памятник не Бабелю, не Брюсову, а дагестанскому поэту Гамзатову! Зачем? Почему?
Можно очень любить стихи «певца гор», но не логичнее ли поставить памятник ему в горах? По замыслу скульптора, очень уместно для Яузского бульвара изобразившего на постаменте рельеф «юноша уходит из аула», Гамзатов должен был как будто «разговаривать» с прохожими, сидя в кресле.
С креслом проблем нет: оно стоит и не двигается, а вот прохожие упорно не хотят смотреть на поэта и слушать его поэзию. Так, какая-нибудь собачка изредка подбежит к поэту и, не поднимая взора, приподнимет лапку – вот и весь «разговор».
Мне нравятся песни, написанные на стихи Гамзатова, и нравится дом на Тверской, в котором он прожил 30 лет, но я не понимаю, зачем памятник стоит здесь – на Яузском бульваре, где жили совсем другие писатели и поэты…