Окружающим они кажутся не больными, а эгоистами, переоценивающими свою роль и значение, лживыми людьми, которые верят в свою ложь и требуют такого же отношения к ней от друзей и близких.
Отчасти, в этом предвзятом отношении есть доля правды. Пациенты с истерическими расстройствами разного уровня стараются сделать все, чтобы привлечь к себе внимание, чтобы вызвать эмоции (от жалости до зависти), чтобы казаться значительнее, чем они есть на самом деле.
Истерические расстройства, как ни какие другие, четко и явственно показывают разницу между «быть» и «казаться». Истерик, как правило, недоволен реальностью и тем, каким он может быть; истерик пытается выпрыгнуть из этой реальности в фантазию, показавшись другим. У психически здоровых людей все должно быть наоборот: «быть» - это всегда лучше и правильнее, чем «казаться». Должно быть или есть?
Внимательный наблюдатель может легко убедиться, что жизнь огромного числа людей полна иллюзий. Не может же быть, чтобы они все были истериками? Мы заблуждаемся относительно себя, ошибаемся в оценке других, строим нереалистичные планы, искренне веря в их перспективность. Более того: без этих амбиций, зачастую нереалистичных, нам сложно взяться за новое дело. Мы создаем в своем воображении вымышленный мир, который нравится нам больше, чем реальный, и делаем то, что может превратить фантазию в реальность.
Так чем же здоровый человек отличается от истерика, если и тот, и другой предпочитают вымышленное реальному, а кажущееся – существующему?
Ответ – тот, каким я себе его представляю – я уже сформулировала. А как вы думаете?