Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Любителям мистификаций

Некоторые писатели любят намеренно ввести читателей в заблуждение, не преследуя при этом никаких корыстных целей. Примеры мистификаций можно обнаружить и в ЖЖ. Авторам-мистификаторам нравится писать под вымышленными именами и образами, но выдавать себя за вполне реального человека. Сидит такая домохозяйка на своей кухоньке и ведет блог бизнес-аналитики и психологического консультирования. А что? Всем весело. Особенно бизнесу.


Всем известная литературная мистификация – Козьма Прутков, чьи афоризмы приобрели большую популярность. Смотреть в корень, не обнимать необъятное, быть счастливым, если хочешь быть счастливым – без этих советов русская литература выглядела бы мрачно.



Вспомните фразу «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя»? Это же просто социальный диагноз! А «В спертом воздухе при всем старании не отдышишься» - диагноз политический.

Удивительно, что за образом, который выглядит цельно и реалистично, стоят несколько человек: Алексей Толстой и его двоюродные братья Владимир Жемчужников, Александр Жемчужников, Алексей Жемчужников. Начавшись как юмористическое занятие, коллективное творчество стало вполне серьезным литературным процессом. Мне всегда было очень интересно, как работают такие коллективы. Например, как они поступают, если возникают взаимоисключающие творческие идеи?

Между тем, у всего есть источник. В частности, имя коллективного автора было заимствовано у реального человека - камердинера Кузьмы Фролова. Вторую букву писатели поменяли спустя несколько лет.

У Козьмы Пруткова были и даты жизни: родился 11 апреля 1803 года, умер 13 января 1863 года, и биография, и должность, и портрет. Портрет нарисовал брат Жемчужниковых – Лев Жемчужников, но первоначально портрет запретила цензура, опасаясь, что кто-то увидит сходство с каким-нибудь государственным деятелем.

Удивительно, но мистификация стала почти реальностью, и Козьма Прутков давно воспринимается как настоящий классик, живший с 1803 по 1863 годы.

Думаю, что современным последователям Толстого и Жемчужниковых предстоит преодолеть массу сложностей и разочарований, однако для них и для всех нас Прутков оставил точное предписание: «Огорошенный судьбой, ты все же не отчаивайся!».

Tags: искусство, история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Эволюция дыры

    Полтора-два столетия назад одеваться было легко и просто. Если человек относился к трудягам, не разгибающим спину от рассвета до заката, то ему…

  • И это все о ней

    Я снова о библиотеке. Не о специализированном хранилище научной литературы, в которое регулярно захаживают белобородые ученые мужи, а о самой простой…

  • Привести себя в порядок

    Когда я возвращаюсь из поездки, первое, что мне хочется сделать – принять ванну. Думаю, что такое же желание в первую очередь испытывают и другие…

  • Гуляю

    Поскольку я вот-вот закончу работать в удаленном формате и вернусь в свой больничный кабинет, последние обеденные перерывы я использую для приятных…

  • Непрерывка

    В жизни нет ничего незыблемого. И даже то, что сегодня кажется нам неприкосновенным, не подлежащим никаким изменениям, может стать объектом, на…

  • Великое ограбление и огромная любовь

    Еще раз спасибо карантину: я уже два месяца как знаю, что такое Великое ограбление поезда. И если вы тоже хотите это знать и хотите насладиться…

  • Только для культурного общества?

    Благодаря английским сериалам, я заинтересовалась одним очень интересным явлением – передвижными библиотеками. Не припомню, чтобы сталкивалась с…

  • Раз в 30 лет

    В православные храмы я не хожу, поскольку мне туда ходить незачем. Мое последнее осознанное посещение подобной церкви состоялось в августе 1989 года.…

  • О путанице в стилях

    Вчера у моей бабушки, маминой мамы, был день рождения. Бабушка умерла 34 года назад, но мне до сих пор кажется, что это случилось совсем недавно. Я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments