Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Categories:

Можно ли перебивать учителя?

В советской школе нас учили, что перебивать учителя нельзя ни в коем случае, а задавать ему вопросы без специальной команды - нежелательно. Когда в 1988 году в составе группы ленинских стипендиатов я впервые попала в Европу, в Будапешт, нас поразила не столько набережная Дуная, сколько свободное поведение детей на классных уроках. Мы посещали медицинские центры, в которых дети, имеющие разнообразные отклонения в развитии, не только проходили курс лечения, но и обучались. Чтобы у нас не сложилось фрагментарного представления о том, как устроено здравоохранение и образование, для расширения нашего кругозора были организованы посещения школ для здоровых детей. И в них мы увидели тот же стиль общения учителя и ученика - свободный, лишенный строгой регламентации и дисциплинарных ограничений. Во время выполнения заданий дети вставали со своих мест, непринужденно перемещались по классным комнатам, подходили к учителю, задавали ему вопросы. Позднее нечто подобное я наблюдала во многих странах.


Следует отметить, что поведенческие модели, в том числе, те, которые направлены на соблюдение порядка, формируются в детстве. Между тем требование не перебивать учителя, выражать ему видимые признаки уважения не приводят к тому, что ученики вырастают в законопослушных граждан. За фасадом почитания к вышестоящим (в широком смысле слова) незаметно для окружающих вырастает другая привычка: руководствоваться принципом "обходного пути".

Так зачем в советских школах детей приучали к дисциплине? Опыт показывает, что законопослушание не является национальной особенностью, значит, должна быть другая цель.

Запрет на то, чтобы вставать с места, перебивать учителя, высказываться свободно, допускать ошибки, формирует готовность принимать неравенство распределения власти во взаимоотношениях. Тот, кто наделен властью (в глазах ребенка это - учитель), и тот, кто ее лишен (ученик), имеют разные права. Именно это должен был усвоить советский школьник. Готовность принимать высокую централизацию власти, подчиняться строгой системе оценивания, постоянно учитывать социальную иерархию - вот цели, ради достижения которых детям запрещается перебивать учителя.

Между властью и человеком должна быть дистанция - вот главный урок школьной дисциплины.

Tags: заметки
Subscribe

Posts from This Journal “заметки” Tag

  • Не вижу смысла

    После долгого перерыва под благотворным влиянием весеннего солнышка и расслабленности курортного городка я зашла на сайт развлечений. Сайт исправно…

  • С какой стороны посмотреть

    Недавно у нас внезапно выпал снег; в разгар весны, которая казалась необратимой. Конечно, жители сразу надулись, и только детвора радовалась…

  • Никаких ограничений

    То ли мы – страна, победившая ковид, то ли – загадочная русская душа. Третьей альтернативы я придумать не могу, но как-то объяснить эту странную…

  • Иммунитет после прививки: промежуточный отчет

    Поскольку я обещала держать вас в курсе всех последствий вакцинации от ковида, пришло время доложить о промежуточных достижениях. Итак, с момента…

  • Апроприация

    Всем знакомо слово «экспроприация». Его часто употребляли большевики, изымавшие чужое имущество. А слово «апроприация» вам знакомо? Апроприация –…

  • Спутник V: побочные эффекты

    О том, что любая вакцинация может сопровождаться повышением температуры и смежными с этой неприятностью симптомами, теперь известно всем. В период…

  • Спутник V: вторая доза

    Старательно следуя всем предписаниям, мы дождались второй вакцинации. Двадцать один день между первой и второй дозами пролетел очень быстро. За это…

  • Зашел или не зашел?

    На этот пост меня вдохновило короткое замечание коллеги. Если бы мы с коллегой были в отношениях, хотя бы на один сантиметр более формальных, я бы…

  • Самое лучшее поколение

    Наблюдая за поколением моей дочери – теми, кому сейчас 30 лет, я не перестаю восхищаться, как они умны. Именно умны - никак иначе. Этому поколению…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 137 comments

Posts from This Journal “заметки” Tag

  • Не вижу смысла

    После долгого перерыва под благотворным влиянием весеннего солнышка и расслабленности курортного городка я зашла на сайт развлечений. Сайт исправно…

  • С какой стороны посмотреть

    Недавно у нас внезапно выпал снег; в разгар весны, которая казалась необратимой. Конечно, жители сразу надулись, и только детвора радовалась…

  • Никаких ограничений

    То ли мы – страна, победившая ковид, то ли – загадочная русская душа. Третьей альтернативы я придумать не могу, но как-то объяснить эту странную…

  • Иммунитет после прививки: промежуточный отчет

    Поскольку я обещала держать вас в курсе всех последствий вакцинации от ковида, пришло время доложить о промежуточных достижениях. Итак, с момента…

  • Апроприация

    Всем знакомо слово «экспроприация». Его часто употребляли большевики, изымавшие чужое имущество. А слово «апроприация» вам знакомо? Апроприация –…

  • Спутник V: побочные эффекты

    О том, что любая вакцинация может сопровождаться повышением температуры и смежными с этой неприятностью симптомами, теперь известно всем. В период…

  • Спутник V: вторая доза

    Старательно следуя всем предписаниям, мы дождались второй вакцинации. Двадцать один день между первой и второй дозами пролетел очень быстро. За это…

  • Зашел или не зашел?

    На этот пост меня вдохновило короткое замечание коллеги. Если бы мы с коллегой были в отношениях, хотя бы на один сантиметр более формальных, я бы…

  • Самое лучшее поколение

    Наблюдая за поколением моей дочери – теми, кому сейчас 30 лет, я не перестаю восхищаться, как они умны. Именно умны - никак иначе. Этому поколению…