Убежденные в том, что конфликт всегда разрушителен (либо сразу, либо спустя некоторое время – по принципу разбитой чашки, на которой после склеивания частей остаются неизгладимые дефекты), стараются не выражать несогласие и недовольство. Они уходят от выяснения отношений, соглашаются с оппонентом без внутреннего согласия, избегают обсуждения проблемы и всех «острых углов», о которых им известно. Надо понимать, что проблемы при такой поведенческой тактике остаются нерешенными, а острые углы – торчащими. Очевидным плюсом является временное спокойствие с видимостью хороших отношений.
Уверенные в том, что конфликт всегда созидателен (либо немедленно, либо через интервал времени, необходимый для осмысления произошедшего), легко вступают в обсуждение трудностей, внеся ясность по всем пунктам проблемы. Конечно, обычно они стремятся к тому, чтобы «расставить все точки над i», однако конфликтная ситуация ставит только одну точку – в конце отношений. Эти люди честны с окружающими: открыто говорят о своих мыслях и чувствах, дают точные оценки, не скрывают информацию, которая может огорчить собеседника. Конфликты, которые они не избегают, служат благородной цели – укреплению взаимопонимания и решению проблем.
Допустим, вам не нравится, что подчиненный регулярно нарушает требования, что сказывается на качестве работы. Вы можете сделать ему замечание и спровоцировать конфликт (совершенно необязательно в форме нелицеприятного разговора), а можете сделать вид, что не видите этих нарушений. Последствиями первого выбора может стать видимое согласие подчиненного с обоснованностью ваших претензий с дальнейшей его «подрывной» деятельностью, расшатывающей ваш авторитет. Другой вариант – открытое недовольство замечанием с отстаиванием своей «правоты».
Развитие ситуации будет определяться тем, к какому типу личности относится ваш подчиненный, однако негативное влияние неправильного поведения сотрудника на качество работы будет либо преодолено, либо приостановлено. Во всяком случае, на это можно надеяться.
Стоит отметить, что ваше безупречное поведение в процессе вынесения замечания не гарантирует, что конфликт не перерастет в открытое противостояние. Вы можете сделать замечание мягко, в форме «давайте решим эту проблему вместе», но ваш оппонент может и не оценить вашей деликатности, вступив с вами в соревнование типа «посмотрим, кто окажется сильнее».
Последствиями второго выбора может стать дальнейшее снижение качества работы, однако ваши отношения останутся прежними: по сути, вас никто не уважает, но на ваш «авторитет» не покушается.
Сотрудник продолжит вести себя неподобающим образом, но вы сохраните имидж человека, приятного во всех отношениях.
Какой вариант выберете вы?
Какой вариант выберете вы? Тот, который соответствует убеждению