На мой взгляд, хороший детский сад – тот, который не представляет угрозы физическому и психологическому благополучию ребенка. Всё. Остальные критерии типа «развивает и обучает», «престижен и красив» являются второстепенными. Обеспечивать развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста должны родители. Как они это будут делать – самостоятельно или записав малыша в кружки и студии согласно его способностям – их дело. В детском саду ребенку должно быть комфортно, спокойно и тепло (в разных смыслах этого слова).
В Интернете представлено множество советов по выбору детского сада – такому, чтобы не было мучительно грустно ребенку и мучительно стыдно родителям.
Совет первый: отдавать ребенка в сад надо с трех лет.
Мои размышления: к трехлетнему возрасту дети в разной степени готовы даже к временной сепарации, и определять возраст, с которого ребенка можно отвести в детский сад, надо индивидуально (если это позволяют возможности родителей). Необходимости в обязательном посещении детского сада нет.
Совет второй: собирать мнения о конкретном дошкольном учреждении у родителей, соседей и т.д.
Мои размышления: не думаю, что можно считать такие «экспертные» оценки стоящими вашего доверия. Обычно люди озвучивают вывод, но затрудняются в его аргументации (даже для самих себя). Кроме того, у родителей могут отличаться ожидания от детского сада, стандарты чистоты, доброты и проч., а также иметься определенные предубеждения, носящие субъективный характер. Полагаться стоит на факты, а не их субъективную оценку. Факты – это число несчастных случаев, всевозможных ЧП и т.п.
Совет третий: поговорить с заведующей, осмотреть территорию.
Мои размышления: если есть возможность, конечно, стоит зайти в детский сад и посмотреть, как он выглядит изнутри. Поговорить с заведующей стоит хотя бы ради того, чтобы быть учтивым. Между тем любой руководитель знает, как произвести благоприятное впечатление на потенциального «пользователя». Кроме того, с заведующей вашему ребенку доведется встретиться раз-два – не больше.
Совет четвертый: оценить программы обучения, оснащенность инвентарем, материальную базу, уровень квалификации сотрудников и т.д.
Мои размышления: разумеется, программы, по которым будут обучать ребенка, важны, но кроме «хорошего/плохого» детского сада, бывают «хорошие/плохие» родители. Хорошие родители – это те, которые умеют сотрудничать с воспитателями, занимают активную созидательную позицию. Плохие родители – это родители, занимающие потребительскую позицию, выступающие в роли недовольного заказчика. Большинство детей обладают удивительной способностью подстраиваться под своих мам и пап: как настроены взрослые, так настраивается и ведет себя их ребенок.
Думаю, что намного важнее формальных характеристик учреждения то, какими личными качествами будет обладать тот конкретный воспитатель, в группу к которому попадет ребенок. Эти качества узнать заранее обычно невозможно, но дети быстро понимают, что к чему, и чувствуют, как к ним относятся.
Единственный способ сделать нахождение ребенка в саду приятным – поддерживать с ним постоянный душевный контакт – такой, чтобы ребенок мог безбоязненно делиться с родителями всем, что происходит в его жизни.
Да, опыт, который получает малыш в детском саду, очень важен для его дальнейшей жизни, но жить ему предстоит не в рафинированном мире, состоящем из добрых и заботливых тетушек, а мире, полном разнообразия. Иногда опыт преодоления трудностей, полученный в дошкольном детстве, помогает ребенку преодолеть то, что неизбежно выпадает ему в старшем возрасте.
Выводы: ищите детский сад, в котором ребенку не угрожает ничего серьезного. Постоянно общайтесь со своим малышом, чтобы «держать руку на пульсе» его жизни. Будьте активным родителем, который в сотрудничестве с педагогами создает детям наилучшие условия.
Всё существенное, что дети выносят из детства во взрослую жизнь, определяется их родителями.
Счастья вам и вашим детям!