Известно, что мода имеет привычку возвращаться, но в несколько измененном виде, который можно назвать новым уровнем ее развития. Через двадцать-тридцать лет некоторые модели приобретают вторую актуальность, хотя разница между первоначальным вариантом и нынешним, модным, все-таки видна. Стили и образы совершают круговорот, который оживляет забытые формы, расцветки и детали.
Некоторые исследователи связывают эту закономерность с социальной памятью, хранящей знание о нашем общем прошлом.
Действительно, известное выражение про новое, которое является хорошо забытым старым, имеет смысл. Его повторяют столь часто, что упомянутый афоризм стал трюизмом. Если применить его к диалектике человеческих отношений, выявляется абсурдность поиска новизны. Новизна, выраженная прогрессом человеческих отношений, становится призраком, который невозможно увидеть воочию. Нам кажется, что отношения между женщинами и мужчинами, детьми и взрослыми, руководителями и подчиненными претерпевают изменения, а при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что все они – варианты хорошо забытых типов отношений.
Мы думаем, что приоритет семейных ценностей – это возрождение традиций. Ан нет! И это – временно. И эта мода пройдет, сменившись модой на строительство карьеры и независимость.
Датский философ Сёрен Обю Кьеркегор считал повторение «самой действительностью». Это повторение составляет суть настоящего, хотя связано и с прошлым, и с будущим. Сегодня мы повторяем то, что происходило несколько десятилетий назад, и в этом воплощается непрерывность и постоянство жизни.
Самой внешне заметной в этом процессе является мода на одежду, самой масштабной – мода на стиль жизни и образ мыслей. Эти моды неизбежно возвращаются, и таким образом, с их помощью, мы можем заглядывать в прошлое и в будущее.