Главное, что следует помнить – выступаете вы, а не ваш доклад. Хорошая презентация, щедро наполненная эффектами, не делает выступления (а иногда может его и уничтожить). В докладе основную роль играют люди – тот, кто делает сообщение, и те, кто его слушают.
Главный «секрет» успешного доклада – желание докладчика поделиться своими знаниями и его внимательное отношение к слушателям. Слушатели имеют право на уважение к их времени, и потому при первых признаках потери интереса надо гибко перестраивать свое сообщение.
Вся ответственность за происходящее в зале лежит на докладчике. Именно он является режиссером ситуации и может сделать ее полезной и интересной. Аудитория не обязана сидеть тихо просто из уважения к оратору. Может, но – не обязана. Тишина и внимание предлагаются слушателями в обмен на владение материалом и умением учитывать состояние зала.
Сколько раз я выступала после докладчиков, которых никто не слушал, в аудиториях, которые мои предшественники называли «неуправляемыми» или «неподготовленными». Я делала доклад, который та же аудитория слушала внимательно и заинтересованно. Коллеги никак не хотели понять: не слушатели должны готовиться к докладу, а докладчик! И подготовка эта включает в себя не пополнение запасов юмора двумя-тремя универсальными шутками, а доскональное значение вопроса и гибкость в его изложении.
Не понимаю, как можно читать доклад по бумажке. Во время доклада надо смотреть на слушателей, а не в записи. И зачем человеку записи, если он знает материал? Вполне достаточно коротких фраз, имеющихся в презентации, которые помогают придерживаться ранее продуманного плана сообщения.
Каждому докладчику кажется, что его сообщение – центр конференции, а с позиции слушателей любой доклад – «один из». Беда отечественных исследователей, от которой я сама избавилась не сразу – желание сообщить слишком много информации. Я давно обратила внимание на то, что европейские коллеги вносят в доклад сведений в разы меньше, но это «меньше» является синонимом «достаточно».
Кстати, многократно убеждалась, что буквальный совет «встать на один уровень со слушателями» не лишен значимости. Можно подниматься на высокие трибуны (откуда и слышно, и видно оратора лучше) и оставаться «на одном уровне» - видеть в слушателям партнеров и поддерживать с ними партнерский контакт.
Успешных выступлений и спасибо за внимание!