Собственно, это в последние годы стало учитываться всеми «писателями», и потому ляпов и других плохо отобранных выражений типа «мать производит впечатление истерички» и «психопатологическую наследственность отрицает, но выглядит как душевнобольной», сейчас уже практически нет.
Удивительно, но такое корректное отношение к самолюбию пациентов и их родственников бытовало не всегда. Еще несколько десятилетий назад о пациентах писали все, что думали, зная, что они никогда этого не прочитают.
То же самое – в специальной литературе. Имен и фамилий, разумеется, не приводили, ограничиваясь упоминанием имени и возраста: либо «больной Х. К-ой, 43 лет», либо «Евдокия Б., левша».
Предполагалось, что пациенты не читают подобных книг и не смогут узнать себя во врачебных описаниях. Врач, вдохновленный полной свободой творчества, писал все, что думал. Его интересовало не только актуальное психическое состояние больного, но и мировоззрение иных классовых лиц – его родителей.
Вот, смотрите:
О матери пациента доктор писал, не выбирая выражений.
Это написано в книге, посвященной детским неврозам, которая вышла в 1934 году.
Не знаю, что сказала бы легкомысленная хорошенькая мать Г.Б., прочитав эти строчки…
Тогда вопросы врачебной этики стояли не на первом месте, и отношения между пациентами и специалистами соответствовали патерналистской модели. Теперь мы все – партнеры, то есть щадим и уважаем чувства друг друга. Теперь мы пишем аккуратно, а то, что не пишем, но думаем, передаем друг другу в устной форме.
Даже при использовании терминов мы оглядываемся по сторонам, тревожно опасаясь ненароком задеть присутствующих. При сравнительной характеристике детей, имеющих отклонения в развитии, теперь не принято употреблять слова «нормальный» или «здоровый», говоря об их сверстниках. Теперь сверстники «особенных» детей должны называться «нормотипическими» или «нормотипичными» - кому как больше нравится. Эти новые слова отражают нашу новую точку зрения: ненормальных у нас нет. У нас все – нормальные. Только одни нормальные типично, а другие -нормальные нетипично. Вот, собственно, и вся разница.
Например, у Пети 32 зуба, а у его сверстника Васи – зубов нет. Если вы думаете, что в норме у человека имеется от 28 до 32 зубов, то вы ошибаетесь! В норме у человека теперь может быть любое количество зубов, а «от 28 до 32» - это просто типично. Назвать Васю беззубым нельзя, поскольку это может его обидеть - Васю надо называть «особенным». Назвать зубной ряд Пети «нормальным» или «здоровым» тоже нельзя! Это снова может обидеть Васю. Петин рот надо называть нормотипичным. Васин рот, конечно, тоже нормальный, только - без зубов.