В психологии есть свои "кессоны" - неприятие чуждого человеку психологического состояния. Если нечто нам совершенно непонятно и чуждо, мы начинает относиться к этому отрицательно, отторгая воспринимаемое как чужеродный элемент. Такое отторжение и негативная ирония видны во взгляде алкоголика, смотрящего на команду пенсионеров, занимающихся в воскресной "Школе здоровья".
Несоответствие психологических состояний разных людей приводит к конфликтам и непониманию. Если первый человек находится на одном уровне эмоционального реагирования, а второй - совсем на другой глубине, между ними не возникнет никакого эмоционального резонанса.
Вспомните хорошую знакомую всем ситуацию: вы сидите в зале филармонии, наслаждаетесь музыкой, полностью погрузившись в выразительную мелодию, и вдруг раздается надсадный кашель, скрип кресла и шорох, сопровождающий отчаянные поиски платка в огромной сумке. Вы испытаете сочувствие к кашляющему человеку или он вызовет у вас раздражение?
Такое же несоответствие возникает, когда мир трагических проработок сталкивается с миром оптимизма и энтузиазма, или реальный мир с миром мечтаний и воспоминаний. Отсутствие эмоциональной созвучности создает определенные проблемы, но можно ли считать его ненормальным? Любой человек пытается сохранить свою самость. Для большинства важно поддерживать непрерывность и неделимость своего внутреннего состояния, и с этой точки зрения психологические кессоны можно считать скорее кессонным здоровьем, чем болезнью.
Или всегда и во всем надо быть чутким, эмоционально проникающим и откликающимся на чужое состояние человеком?