На несоответствии формы содержанию построен эффект рекламы, когда под глянцем обещаний разворачивается неприглядная картина реальных потребительских свойств продукта.
А косметика? Еще одна форма, развернув которую можно столкнуться с неприятной метаморфозой: красотка превращается в заурядную среднестатистическую жительницу мегаполиса еще до того, как часы пробьют полночь.
Упаковки и обертки сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Шелковистые обои превращают старые стены в шикарную гостиную, картонная коробка делает кислое вино желанным украшением праздничного стола, классический костюм придает рыхлому телу спортивный колорит, отличные манеры успешно маскируют низкий культурный уровень, кожаная обложка делает ширпотреб литературным произведением. Возможно, все эти «упаковки» призваны украсить неприглядную реальность и таким образом улучшить повседневную жизнь? Возможно, использование красивой обертки объясняется не только желанием обмануть потребителя, но и стремлением просто «сделать красиво»?
Сколько раз мы разочарованно вздыхали, увидев под красивой формой невзрачное содержание! Количество новогодних ожиданий, обманутых блестящей упаковочной бумагой, исчисляется десятизначными числами!
Антон Чехов написал рассказ «Человек в футляре», а мы давно живем в повести «Жизнь в футляре».
Многочисленные футляры – автомобили, стены, костюмы, тональные крема и духи, должности – защищают нас от пугающего содержания, смягчая эффект от столкновения с истинной сущностью.
Дисциплинировать реальность можно только с помощью упаковки, а укротить содержание – с помощью формы. Изменить характер человека практически невозможно, зато его можно обучить приятным манерам. Очистить весь город крайне сложно, зато вполне реально выкрасить фасады вдоль центральных улиц.
Постепенно манеры заставляют человека контролировать свои побуждения, а центральные улицы формируют у жителей стандарты городского пространства. Так форма начинает работать над содержанием.
Так что же главнее?
Так что же главнее?