«Она ездит на тойоте», - звучит привычно.
«Она стирает в сименсе», - звучит странно.
При характеристике автомашин используются стандартные представления, граничащие со стереотипами. «Девушка на мазде» - это уже почти законченный образ, так же, как и «парень на майбахе» или «босс на оке».
Существуют «девичьи», «женские» и «мужские» марки, причем классификация автомобилей осуществляется не на основе их габаритов, а скорее по обобщенному образу. Какие-то марки ассоциируются в массовом сознании с брутальностью, и даже субтильный и сутулый мужичок, неловко сползающий с водительского места, начинают казаться если не микро-Рембо, то почти героями.
Детали машины, исправность которых имеет прямое отношение к безопасности движения и внешнему эффекту, производимому на пешеходов и других водителей, воспринимаются владельцами почти как внутренние органы. Нас не удивит фраза «мне поменяли колодки», но высказывание типа «у меня лопнул барабан» вызовет недоумение, требующее уточнение, что барабан находится в стиральной машине.
Одной из самых серьезных неприятностей (не жизненных драм, конечно, но все же) является лишение водительского удостоверения, которое неслучайно именуется у нас «правами». Такое лишение не только создает объективные неудобства передвижения по городу - оно сродни отлучению от целой сферы жизни.
Думаю, что во взаимоотношениях человек-машина можно обнаружить заметные гендерные особенности: для мужчины его автомобиль - предмет гордости и зона полновластного контроля, а для женщины - это средство комфортного перемещения. Садясь в автомобиль, мужчина чувствует себя хозяином - примерно так, как чувствует себя женщина, входя на кухню. Обладание машиной становится не только компенсацией тех усилий, которые прикладывает мужчина, выполняя функцию добытчика денег, но и счастливым моментом, позволяющим в буквальном смысле (наконец-то!) рулить ситуацией.
Для женщины машина - послушный переносчик сумок, а для мужчины - это окно если не в Европу, то в свободный от бытовых проблем мир. Садясь за руль, мужчина чувствует, как много он оставляет за своей спиной, а женщина видит, как много задач, стоящих перед ней, она может решить.
Интересно, что автосалоны, выставляя напоказ новые марки, дополняют автомобили симпатичными манекенщицами, которые должны вызвать у потенциальных покупателей (мужчин!) приятные ассоциации. Странно, почему дилеры не ставят около традиционно «женских» моделей симпатичного мужчину-наладчика бытовой техники с молотком и гвоздями?
Пренебрежение средствами безопасности, экстремальное вождение, культ скорости - все эти символы «мужского» мира обычно чужды женщинам-водителям. Возможно, для мужчин автомобиль является не только средством передвижения и предметом гордости, но и одним из способов самоубийства?