Причины детского и старческого эгоизма разные, но именно эгоизм является спутником инфантильности, свойственной детям, и одним из диагностических критериев старения.
По сравнению с эгоизмом взрослых, детский эгоизм прост и неманипулятивен, хотя он и получает негативную оценку окружающих и считается «дурной чертой характера». До определенного возраста эгоизм ребенка является условием его выживания: в силу ограниченных физических и умственных возможностей ребенок не может не только думать о других, но и заботиться о себе. Маленький ребенок берет лучшее с тарелки, не переживает о том, что родителям тяжело нести его на руках, пачкает одежду, не задумываясь о трудностях выведения пятен, и т.д. За все это его порицают, чтобы спустя лет двадцать (или ранее) начать учить «думать о своих интересах». Побуждая взрослых действовать в своих интересах, ребенок не думает о том, чтобы им досадить, или привязать к себе, вызвав зависимость. В ребенке нет злого умысла – только надежда на то, что он станет умным, щедрым, честным.
Теперь представим, что те же действия совершает старик – не инвалид, не дементный больной.
Руководствуясь исключительно своими желаниями, он берет лучший кусочек с тарелки, не переживает о том, что дочери тяжело поддерживать его или снабжать продуктами, он пачкает одежду, не задумываясь о трудностях выведения пятен, и т.д. И в поступках, и в суждениях он становится не только эгоистичен, но и эгоцентричен. Его забота о себе требовательна и манипулятивна. В ход может пойти любой доступный метод: демонстрация страданий, шантаж, прямые угрозы. Стоит ли порицать за все это старика, подобно тому, как порицают за подобное ребенка? Факт прожитых лет является достаточным основанием для снисходительного отношения к этим поведенческим проявлениям? А если в этих прожитых годах нет ничего, что свидетельствовало бы о том, что из ребенка вырос умный, щедрый, честный? А если в багаже прожитой жизни преобладают лень, примитивизм, жадность, брошенные дети (от разных браков), правонарушения, конфликты с окружающими?
Возможно, толерантное отношение к старческому эгоцентризму объясняется бессмысленностью сопротивления? Но ведь к другим явлениям, которые мы не в силах изменить, мы бываем не столь терпимы.
Я думаю, что эгоизм достоин сочувствия лишь тогда, когда он – вынужденная власть слабого над сильным. Когда наоборот, его стоит пресекать.
Хотя … пресекать эгоизм другого в собственных интересах – тоже эгоизм?