Начав с решения снабженческих задач, он постепенно превратился в центр культурной жизни, которая лихорадочно протекает в нем по выходным дням. Для кого-то он остается местом, куда надо сходить пару раз в неделю, для кого-то - форпостом цивилизации, наконец пришедшей и в наши края.
Конечно, вы догадались, что речь идет о супермаркете.
Вспомним начало 1990-х годов: над многочисленными "барахолками", внешне напоминающими руины, возвышаются новые торговые центры - храмы капиталистической торговли. Там, помимо традиционных магазинных атрибутов, зеленеют рощи, бьют фонтаны, звучит музыка. К вершинам всемирно известных брендов покупателей поднимают эскалаторы и панорамные лифты, а за стеклянными стенами торговых отделов лежат товары, все - на расстоянии вытянутой руки. Продавцы нового типа здороваются с каждым потенциальным покупателем в момент пересечения им границы отдела.
Феномен универсального магазина был описан неоднократно, причем многие авторы отмечали, что из крупного торгового заведения с широким ассортиментом товаров универмаг, а также супермаркет, превратился в часть социальной жизни. В своем эссе Мишель Уэльбек описал супермаркет как современный рай, который одновременно является адом для бедняков и прочих неимущих граждан, ощущающих себя униженными.
Чтобы попасть в этот чарующий мир, покупатель готов закрыть глаза на полное пренебрежение презумпцией невиновности: торговый дом считает покупателя потенциальным вором, и потому следит за ним, пропуская через магнитные ворота и глаза видеокамер.
Покупателю не жаль сил и времени на то, чтобы прикоснуться к миру вещей, и он готов подвергнуться психологической анестезии, возникающей под действием непрерывно играющей музыки.
Наполнив глубокую корзину кучей ненужных товаров, он приходит в чувство только на улице, но решения "больше никогда!" и "никогда больше!" отменяются не позднее следующих выходных...