Начиная с определенного возраста, большинство здравомыслящих людей задаются вопросом о смысле своей жизни, об ее духовных истоках и перспективах. На интуитивном уровне каждый человек осознает свое жизненное предназначение, но этот интуитивный уровень по четкости «изображения» сродни близорукости.
И тогда, пытаясь понять перспективу и сущность, человек знакомится с верой. Смысл ее обретения можно сравнить с покупкой очков – не ради очков (веры), а ради тех возможностей, которые она открывает.
Хаотические самостоятельные поиски становятся более целенаправленными, хотя готовых ответов никто не дает.
Между тем вера и религия – не одно и то же. Можно верить в силу власти, в важность хорошего образования. Такая вера – тоже вера, но нерелигиозная. Нерелигиозная вера есть у подавляющего большинства взрослых людей. Она отражается в системе ценностей и приоритетов, и для поддержания духовной жизни нерелигиозной веры в целом достаточно, так как она придает смысл жизнедеятельности, целью которой становится достижение того, в важность чего человек верит.
Наступает момент, когда человеку становится недостаточно того практического смысла, который он видит в повседневной жизни. Он задумывается над перспективой, выходящей за границы его биологического существования. Стремление осмыслить себя шире, чем организм, родившийся в определенный день, является естественным, но необязательным. Это стремление может быть реализовано в религиозной вере.
Будет ли верующий ярым приверженцем религиозных догм или он найдет своего Бога – второй вопрос. В любом случае, верующий принимает некую идею, не требуя доказательств. Желание получить доказательства, непременно убедиться в доступной современному человеку форме, что Бог существует, вступает в противоречие с сущностью самой веры. Вера происходит от слова «верить», то есть принимать, не требуя доказательств.
Из того, что сделали в последние десятилетия деятели разных церквей, мне больше всего нравится «Декрет об экуменизме», принятый на втором Ватиканском соборе в начале 1960-х годов. Экуменическое движение – движение за объединение всех конфессий.
На мой взгляд, в споре между теми конфессиями, которые характеризуются высокой степенью традиционализма, можно найти компромиссные решения. Пока эти решения не найдены; не потому что их нет, а из-за борьбы за власть и политическое влияние. Религиозная рознь, а также противостояние между верующими и атеистами поддерживаются специально, но их наличие не отменяет саму возможность объединения людей.