Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Categories:

Трудности облегченного типа

Полезно ли ребенку с умственной отсталостью учиться в массовой школе? Не вредно ли ребенку с сохранным интеллектом учиться во вспомогательной?

Казалось бы, ответы на эти вопросы очевидны, но это только – казалось бы…

К нам на консультацию пришла женщина с 13-летним сыном, подвижным, доброжелательным парнишкой, который держался не только приветливо, но и с учетом характера ситуации. Чтобы избежать возможных компрометирующих совпадений, назовем женщину простым русским именем – Энн Смит.

Мисс Смит со своим сыном (пусть он будет Джон) жила в областном населенном пункте неподалеку от города с населением около 500 000 человек. Назовем эту область Ливерпульской. С рождения мальчик развивался нормально, не отличаясь от сверстников, за исключением того, что фразовая речь появилась у него чуть позже возрастных нормативов – в 3,5 года. Впрочем, в Ливерпульской области таких детей было очень много, и ни к каким специалистам мисс Смит не обращалась. Задержка речевого развития прошла сама собой, оставив на память легкий след в виде незначительного нарушения звукопроизношения.

Когда пришло время оформлять мальчика в первый класс, мать пошла в поселковую школу и записала ребенка в тот единственный класс, который комплектовался. Директор школы, сторонник инклюзивного образования и активный организатор, выбил в местных органах образования возможность обучать детей в своей школе дифференцированно, но вместе, то есть инклюзивно. Выбил не дубиной, нет – убеждением. Предполагалось, что в одном классе будут учиться детки со сниженным зрением, в другом – с умственной отсталостью (по программе школы 8 вида, которая раньше называлась «вспомогательной»), в третьем – все остальные («нормальные»). Педагогам и директору за такую вариативность образовательных программ даже доплата полагалась.

Однако низкая рождаемость внесла свои коррективы, и соискателей для поступления в первый класс оказалось очень мало. Но самое неудачное – среди них не было ни слабовидящих, ни умственно отсталых! А школа-то инклюзивная! Что прикажете делать? Надо соответствовать!

И решили тогда педагоги Ливерпульской области деток записать в один класс, но по разным программам. Так и учились все до 6 класса включительно: в одном классе, по одной программе, с одними учителями, получая одинаковые домашние задания, но числились – по разным программам. Как оказалось, Джон числился учеником, осваивающим программу для умственно отсталых детей, а его двоюродный брат Чарльз – для слабовидящих (при хорошем зрении!). Однажды, еще в период начальной школы, мисс Смит поинтересовалась, что это такое – программа 8 вида, и ей доступным языком разъяснили, что это «такая же программа, но облегченного типа».

Летом 2015 года мисс Смит перебралась из Ливерпульской области в столицу, где планировала продолжить обучение Джона по «программе облегченного типа». В ближайшей к новому месту жительства школе 8 вида, куда отправилась женщина, ей доступным языком пояснили, что в школе учатся дети с умственной отсталостью, установленной психиатром. Мисс Смит искренне удивилась: как же так? Джон ни разу в жизни не был у психиатра, но в документах, выданных школой Ливерпульской области, было четко написано, по какой программе он обучался!

Одним словом, Джона отказались брать как в школу для умственно отсталых (нет диагноза), так и в общеобразовательную для «нормальных» (учился по «облегченной» программе). Так мисс Смит и Джон добрались до нас.

В ходе клинико-психологического обследования для уточнения уровня интеллектуального функционирования было проведено тестирование по методике Д. Векслера и определен интеллектуальный коэффициент, соответствующий возрастной норме.

Решена ли проблема?

Нет!

Потому что:
1. общеобразовательная школа, в которой должен обучаться ребенок с нормальным интеллектом, считает, что у мальчика «нет базы знаний», ведь, согласно документам, учился он не по стандартной общеобразовательной программе;

2. школа 8 вида ребенка обучать не может, так как у него нет умственной отсталости, и весь программный материал мальчиком уже освоен.

Интересно, знают ли родители детей, которые обучаются по «облегченному типу» в школе Ливерпульской области, кем числятся их дети?

А мисс Смит ожидают большие трудности, и все они – облегченного типа…

Tags: психолог, случай из практики
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments