Итак, в каких случаях вред следует считать серьезным и, вероятно, необратимым?
Во-первых, если ребенок испытал физические и/или нравственные страдания, которые описываются им как "сильные", "нестерпимые", "невыносимые", то есть - глубокие. Важно, как сам ребенок оценивает степень своих мук.
Во-вторых, если из-за насилия была затронута иерархия жизненных ценностей ребенка. Для любого ребенка семья является (должна быть!) источником тепла и защиты. Когда мальчика или девочку в этой семье избивают, запугивают, насилуют, эксплуатируют как сексуальный объект, вся система представлений о том, что такое хорошо и плохо, допустимо и недопустимо, рушится.
В-третьих, в ходе исследования часто выявляются негативные изменения (устойчиво сниженное настроение, высокая тревожность и др.), которые могут быть связаны с пережитыми чувствами унижения, отчаяния, физической и душевной боли, страха. Ребенок может знать, что такое стыдно, но он не должен подвергаться унижению! Некоторые взрослые не чувствуют разницы между "пристыдить" и "унизить". Точнее, они ее чувствуют, но делают вид, что - нет. Последствия вреда часто выражаются в вещах, внешне как будто не связанных с событием - в нежелании общаться со сверстниками, идти на занятия, играть. В результате совершенного против ребенка преступления малыш переживает гнев, ущербность, неуверенность, которые распространяются на все сферы детской жизни.
Дети младшего возраста с трудом дифференцируют физические и нравственные страдания, которые тесно связаны между собой. Если избитого мальчика отчим швыряет в ванну, наполненную холодной водой, ребенок в первую очередь ощущает боль и холод, но эти ощущения сопровождаются негативной эмоцией в виде страха за свою жизнь, которую он осознает лишь спустя некоторое время.
И последнее. Надо понимать, многие негативные изменения являются необратимыми. У ребенка не будет второго детства, второй матери и отца, второй невинности. Если разрушено доверие миру взрослых, оно разрушено навсегда. Можно заниматься оказанием кризисной помощи, чтобы попытаться остановить это разрушение, чтобы ребенок понял, что негодяи - не все, а только некоторые, но это - кропотливая психологическая работа, требующая времени.
Разрушить мир ребенка очень просто. Восстановить и компенсировать вред - крайне сложно, а во многих случаях - невозможно. Помните об этом.