Досуг мы заполняем по своему усмотрению. Кто-то посвящает его отдыху, кто-то – работе, при этом мы практически не замечаем, что и объем и содержание свободного времени тоже регулируются извне, только не так явно и, как правило, косвенным путем.
Во-первых, досуг напрямую зависит от рабочего дня, причем не только от его продолжительности, но и от его насыщенности реальной профессиональной деятельностью. Если работа напряженная и продолжительная, то на досуг остается не только мало времени, но и сил.
Во-вторых, феномен свободного времени отражает культурные и поведенческие ориентиры человека, которые так же могут «спускаться сверху» посредством рекламы и идеологического воспитания масс. Отдельные формы досуга могут запрещаться, «не рекомендоваться» или, наоборот, пропагандироваться и навязываться. Конечно, многим кажется, что их досуг – это результат их личного выбора, однако в некоторых случаях это не так.
Наиболее явственно структура свободного времени как индивидуализированного отдыха нарушается в ходе массовых мероприятий. События типа дня города или празднования знаменательных дат вымывают из досуга все личное, делая свободное времяпрепровождение действом, развивающимся в строгом соответствии с утвержденным сценарием.
Если посмотреть объективно на то, как мы проводим свое рабочее и свободное время, то может обнаружиться интересная вещь: досуг обладает лишь кажущимся разнообразием! В течение рабочего времени мы производим n-ное количество действий, и это n отражено в наших должностных инструкциях. Внерабочее время мы заполняем n-ным количеством действий, условно обозначаемых как «отдых», и это второе n, по сути, равно первому. Вместо должностной инструкции мы ориентируемся на бытовые потребности, традиции, рекламу, либо подражаем тем, о чьем досуге хорошо знаем.
Одним словом, существует не только регламентирование рабочего времени, но и нормирование досуга, просто на последнее мы стараемся не обращать внимание.