Как правило, под трезвостью подразумевается не полный отказ от алкоголя, а его умеренное потребление, включая христианские богослужебные моменты. Если с тотальным воздержанием все понятно, то умеренность – понятие относительное. Для кого-то умеренность – это пол-литра пива субботним вечером, для кого-то – бокал шампанского в новогоднюю ночь.
На мой взгляд, умеренность – это полная и безусловная свобода, то есть полное и безусловное отсутствие зависимости от алкоголя. Если от приема алкогольных напитков начинает зависеть настроение и легкость общения, то о свободе уже речи нет.
Разумеется, я соглашусь выпить пару глотков хорошего вина на торжественном приеме, если не планирую сесть за руль, но я точно знаю, что наличие или отсутствие этих глотков в организме никак не скажется на моем настроении и психологическом самочувствии. Эти глотки – дань традиции и формату мероприятия, не более того.
Еще я знаю точно, что не смогла бы дружить с человеком, пораженным алкоголизмом. Для дружбы необходимо доверие, а как можно доверять человеку, который не управляет собой? Общаться, работать – пожалуйста, дружить – нет.
Однако я – не нарколог, и все мои рассуждения - мысли непрофессионала. А что по этому поводу говорят специалисты?
На днях мне понадобилась справка из наркологического диспансера по месту жительства. Теперь такие диспансеры работают по удобному графику, что должно упростить обращение за наркологической помощью.

Мне показалось, что основной контингент диспансера составляют желающие получить справки. Лиц, пришедших избавиться от пагубных привычек, я не встретила, возможно, потому что трезвость уже стала нормой жизни. Во всяком случае, в столице. Ведь на стене висело заявление об этом.

Врачебный прием – платный, очередь – небольшая, скорость приема – хорошая, дверь кабинета – открытая, врачебных тайн у нарколога нет.
Каждому посетителю доктор задавал один и тот же вопрос: «отношения с алкоголем какие, а?». В этом «а» отчетливо звучал намек на то, что отвечать следует честно.
Ответы раздавались с разной громкостью и степенью откровенности, а вот вопрос всегда ставился громко и четко.
Посмотрев мои бумажки (карту, направление), нарколог спросил: «Отношения с алкоголем какие, а?». Я призналась, что отношения у нас юбилейно-новогодние, и поинтересовалась, какими они должны быть в идеале.
- Что значит, в идеале?
- С точки зрения нарколога. Какими должны быть отношения с алкоголем?
- В идеале: трезвость – норма жизни!
- Трезвость как полный отказ?
- Полный отказ для России не норма.
- Если я выпиваю бокал вина в некоторые государственные праздники и на день рождения, это может считаться трезвостью?
- В России это может считаться полным отказом. Если хотите, можете пить больше.
Остроумно сказал, но я не хочу. Дальше он увидел место моей работы и поинтересовался, что происходит у нас в больнице. Об алкоголе мы больше не говорили, только – о судьбе психиатрии.
Вероятно, сидящие в очереди подумали, что я - зануда, но в кабинете нарколога я пробыла не дольше остальных, и прошу считать это обстоятельством, смягчающим мою излишнюю любознательность.
А что такое умеренность и трезвость так и осталось тайной.