Чем был впечатлен Анастас Иванович Микоян? Перечислю основное, что понравилось наркому и было перенесено на отечественную почву: мгновенная заморозка продуктов, механизированное доение, томатный сок (заменивший американский апельсиновый), слово «гастроном», сгущеное и сухое молоко, майонез провансаль, советское «Шампанское», массовое производство мороженого (эскимо на палочке, которое стало выпускаться по американской технологии, и пломбир с кремовой розочкой), промышленное производство хлеба, кукурузные хлопья, кетчуп, сосиски и колбаски.
А еще Микояну очень понравились бургеры. На валюту, выданную для поездки, он приобрел 22 жаровни, которые выпекали два миллиона порций удобного перекуса в день. Бургеры стали производиться в больших городах, но потом СССР вступил в войну, и в советском общепите остались только котлеты.
Микояну, к сожалению, не удалось убедить Сталина в необходимости наладить производство бытовых холодильников. Вождю кулинарии казалось вполне достаточным наличие в СССР продолжительных холодных зим, да и промышленность была увлечена оборонными заказами…
Микоян привез из Америки образцы продукции и новые представления о том, каким должен быть образ повседневной жизни. Постепенно ему удалось сформировать социалистическую культуру потребления, основанную на западных моделях. Уже в 1937 году мясной комбинат выпускал 150 видов колбасных изделий, и кружочек колбасы на куске хлеба стал ассоциироваться с благополучием и хорошей жизнью.
Микоян закупил в США полный комплект оборудования для завода, производящего овощные, мясные, рыбные консервы, соки (с рецептурой продукции), для фабрики по производству сухарей, бисквитов, сахара из свеклы и многое другое, что дало толчок развитию отечественной промышленности.
О Микояне говорили, что он прожил «от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича». Действительно, нарком умел занимать дальновидную позицию, позволяющую избежать серьезных неприятностей. Микоян пережил многих советских правителей, а сосиски и кетчуп пережили Микояна.